Выделяющегося в процессе дыхания грибов. Презентация - дыхание растений, бактерий и грибов. Урок на тему: «Дыхание растений, грибов

Выделяющегося в процессе дыхания грибов. Презентация - дыхание растений, бактерий и грибов. Урок на тему: «Дыхание растений, грибов
Выделяющегося в процессе дыхания грибов. Презентация - дыхание растений, бактерий и грибов. Урок на тему: «Дыхание растений, грибов

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Дыхание растений, бактерий и грибов

Признаки живых организмов Питание Дыхание Движение Раздражимость Размножение

Углекислый газ Вода Органические вещества Кислород Растения способны улавливать солнечную энергию, преобразовывать её и создавать органические вещества из воды и углекислого газа.

Энергия солнца Химическая энергия Обмен веществ Рост Развитие

Сегодня мы узнаем Какое значение имеет дыхание в жизни организмов. Как дышат растения, бактерии и грибы.

Состав атмосферного воздуха Что входит в состав атмосферного воздуха? Азот – 78 % Кислород – 21 % Углекислый газ – 0,03 % Другие газы – 0,97 %

Схема дыхания Дыхание – процесс, при котором под действием кислорода происходит разложение органических веществ с выделением энергии.

Процессы жизнедеятельности растений Кислород Органические вещества Испарение Кислород Углекислый газ

Признаки сравнения Фотосинтез Дыхание В какое время суток происходит? Какой газ поглощается? В каких клетка происходит? Образуется или разрушается органическое вещество? Поглощается или выделяется энергия? Сравнение фотосинтеза и дыхания

Способы дыхания бактерий Аэробное – потребление кислорода для разложения органических веществ. Анаэробное – дыхание в бескислородной среде. Брожение – разложение сложных органических веществ без потребления кислорода. Виды брожения: Спиртовое Молочное Маслянокислое.

Дыхание грибов Аэробное Анаэробное Шляпочные грибы Дрожжи

Выбрать признаки, характерные для дыхания. Происходит только в зеленых органах растения Протекает в клетках, имеющих хлоропласты Происходит в течение всего времени суток – постоянно Происходит во всех живых клетках растения Для осуществления этого процесса необходим свет Поглощается углекислый газ Поглощается кислород Образуются органические вещества Выделяется кислород Органические вещества расходуются Уменьшается масса растения Расходуется энергия Масса растения увеличивается Выделяется углекислый газ Поглощается энергия

Домашнее задание Параграф 41, тетрадь-тренажёр стр. 29 задание 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОБЖ "Природа и безопасность. Ядовитые растения и грибы"

Урок "Природа и безопасность. Ядовитые ратсения и грибы" - урок изучения новой темы. В конспекте урока даются скриншоты к фильмам "Ядовитые растения", "Ядовитые грибы". Они послужат хорошим нагл...


Вегетативное тело гриба – мицелий, или грибница, - представляет собой систему ветвящихся нитей, или гиф, находящихся в субстрате (почве, растительных остатках, древесине, живых растениях или животных и т.п.), на котором растет гриб. Над поверхностью субстрата у большинства грибов находится лишь плодовые тела, имеющие различную консистенцию, окраску, форму: шляпки на ножках, корочки, пленочки, порошкообразные налеты (плесени) и др. Они также состоят из гиф, только более плотно переплетенных между собой. Нити грибницы, переплетаясь, образуют ложную ткань, или плектенхиму. У низших грибов гифы не имеют поперечных перегородок и весь мицелий представляет одну гигантскую клетку со множеством ядер (неклеточный мицелий). У высших грибов гифы не имеют поперечные перегородки, делящие их на отдельные клетки, в каждой из которых находится одно, два или больше ядер. Параллельно идущие гифы могут образовывать так называемые мицелиальные тяжи, отходящие (в почве) от плодовых тел шляпочных грибов, или ризоморфы – более плотные и толстые тяжи, служащие для притока воды и питательных веществ. Переплетающиеся гифы с толстыми оболочками образуют так называемые склероции (округлые или неправильной формы образования размером от долей миллиметра до нескольких десятков сантиметров), предназначенные для переживания неблагоприятных условий; попадая в почву при благоприятных условиях, склероции прорастают, давая начало мицелию или в ряде случаев плодовым телам. Клетки большинства грибов покрыты плотной оболочкой, построенной из полисахаридов – целлюлозы и хитина. В состав клеточной стенки входят также белки, липиды, полифосфаты и другие органические вещества.

Размножение у грибов может быть вегетативным, бесполым и половым.

Вегетативное размножение осуществляется оторвавшимися участками мицелия, почкованием клеток (у дрожжей), атроспорами и хламидоспорами. Атроспоры возникают в результате распада гиф на отдельные клетки, каждая из которых дает начало новому организму. Хламидоспоры образуются так же; они имеют более толстую плотную и темную оболочку, способны хорошо переносить неблагоприятные условия.

Бесполое размножение происходит путем образования спор (эндо- или экзогенным путем). Эндогенные споры, характерные для большинства низших грибов, образуются внутри специальных клеток – спорангиев и называются спорангиоспорами. Споры некоторых низших грибов обладают органом движения – жгутиком и способны к передвижению в воде (зооспоры). Экзогенные споры (конидии) образуются на конидиеносцах - особых выростах мицелия, поднимающихся обычно вертикально от субстрата. Распространение таких спор происходит с током воздуха после разрыва оболочки конидиеносца (или спорангия).

Половое размножение грибов осуществляется путем слияния мужских и женских половых клеток (гамет). У одних низших грибов сливаются одинаковые или различные по размерам гаметы (изо- или гетерогамия). Иногда имеет место оогамия; в этом случае развиваются женские половые органы – оогонии и мужские – антеридии. В оогониях яйцеклетки оплодотворяются сперматозоидами или особыми выростами (отрогами) антеридия, переливающими свое содержимое в оогоний. У некоторых грибов (зигомицеты) мужские и женские половые органы представляют собой внешне неразличимые клетки, находящиеся на концах мицелия; половой процесс (зигогамия) состоит в их слиянии. Зиготы всех низших грибов некоторое время находятся в состоянии покоя; прорастанию предшествует редукционное деление.

У многих высших грибов, имеющих многоклеточный мицелий, половое размножение осуществляется путем слияния содержимого двух различных по внешнему виду половых органов, недифференцированных на отдельные гаметы. У некоторых высших грибов произошло угасание типичного полового процесса и оплодотворение осуществляется слиянием обычных вегетативных клеток; после слияния ядер происходит редукционное деление, а образующиеся гаплоидные ядра становятся ядрами спор полового размножения. Такой тип полового процесса (соматогамия) особенно характерен для базидиомицетов. Половое и бесполое спороношение сменяются в жизненном цикле грибов закономерно; половое размножение обычно завершает жизненный цикл.



Попова Лариса Михайловна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 9 им. С.Г.Горшкова"
Населённый пункт: г.о. Балашиха
Наименование материала: конспект
Тема: "Дыхание бактерий, растений, грибов".
Дата публикации: 04.02.2017
Раздел: среднее образование

Урок на тему: «Дыхание растений, грибов,

бактерий»

6 класс

Тема урока «Дыхание растений, грибов и бактерий»

Цель:
продолжить формирование знаний о дыхании организмов как составной части обмена веществ; о дыхании грибов и бактерий; о дыхании растений и его сущности; о роли устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений Регулятивные УУД: -учить планировать, строить алгоритм деятельно сти, д е л ат ь прогнозирование; - учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы; -учить работать по образцу, по алгоритму. Коммуникативные УУД: -развивать внимание учащихся; - обучать умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ ученика; - учить постановке вопроса. Познавательные УУД: 1. Работать над формированием логических умений: - анализ синтеза; - сравнение; - обобщения и классификации; - доказательства; - выдвижение гипотез и их обоснование; - построение цепочек рассуждения. 2. Чтение и работа с текстом.
Тип урока:
урок открытия нового знания.

Проверка домашнего задания:

I. Мотивация к учебной деятельности
– 3 мин.
Приветствие учителя.
Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем.
II.

А к т у а л и з а ц и я

опорных

знаний СЛАЙД

1,2
1. А 2. А 3. А 4. В 5. В

III Выявление места и причины затруднения
Английский химик Джозеф Пристли поставил опыт с мышонком: посадил под стеклянный колпак, опущенный краями в воду. Мышонок жил под колпаком недолго. Он задохнулся в испорченном от собственного дыхания воздухе. У нас возникла проблема: Почему погиб мышонок в опытах Пристли? -Что нам нужно сделать, чтобы решить эту проблему? - узнать, что такое дыхание - что нужно для дыхания - что образуется в процессе дыхания - что вызвало гибель мышонка. -Итак, какая тема нашего урока?
Дыхание растений, грибов и бактерий

СЛАЙД 3
Ребята, а какую цель мы поставим на уроке? - А чтобы достичь этой цели, что нам нужно сделать?
Достижение цели

Эксперимент

Спросить у взрослого

Подумать самому

Собрать нужный материал
(учащиеся решают, что достигать цели они будут сами, а для этого собирают нужный материал)
- Вспомните, что Вам известно о дыхании. (заполняем 1 столбик таблицы) - Чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать? (заполняем 2-ой столбик таблицы) - Третью графу заполнить в конце урока.
СЛАЙД 4
Знаю Хочу знать Узнал Дыхание – это свойство всех живых организмов Как дышат растения При дыхании поглощается кислород и выделяется углекислый газ Зачем нужен кислород
IV Построение проекта
-Ребята, а у нас достаточно знаний, чтобы рассказать о данной теме? - А давайте, наметим план действий.
План урока
1. Что такое дыхание 2. Дыхание растений 3. Дыхание бактерий 4. Дыхание грибов
V Реализация проекта
Чтобы ответить на первый вопрос, что вы должны сделать? (работа с учебником и рабочим листом) Найдите в учебнике на стр. 106, что такое дыхание? И запишите ответ в рабочий лист
Дыхание –это процесс, при котором под действием кислорода происходит

разложение органических веществ с выделением энергии.
-Как схематично можно записать процесс дыхание? Органические вещества + кислород => вода +СО 2 + энергия
Итак, подведем итоги.
- Что такое дыхание?


В каких клетках происходит В клетках содержащих хлоропластыВо всех клетках растений Какой газ поглощается СО 2 О 2 Какой газ выделяется О 2 СО 2 Для протекания процесса световая энергиянужнаНе обязательна Энергия накапливаетсявыделяется
Задание: пользуясь параграфом 41, заполните таблицу

Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза

Характеристика процессаФотосинтезДыхание
В каких клетках происходит В клетках содержащих хлоропластыВо всех клетках растений Какой газ поглощается СО 2 О 2 Какой газ выделяется О 2 СО 2 Для протекания процесса световая энергиянужнаНе обязательна Энергия накапливаетсявыделяется - Куда расходуется энергия, образовавшиеся в процессе дыхания? (на рост, развитие, размножение организма)
2.Дыхание растений
-Как же дышат растения? - А все ли органы растения дышат? (анализ стр.106 учебника) Ответы учащихся. (У растений нет специальных органов дыхания, но у них в кожице листа расположены устьица, через которые происходит газообмен. Устьица состоят из двух замыкающих клеток и устьичной щели, через которую кислород поступает в межклетники листа, а затем в клетки. В клетках происходит процесс окисления органических веществ (распад) образуется углекислый газ, который удаляется из клеток через устьичную щель) - Выполните задание в рабочем листе, пользуясь параграфом 41
СЛАЙД 5

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Глазки крепко закрываем Дружно до пяти считаем Открываем, поморгаем И работать продолжаем

В процессе дыхания растений

кислорода поглощается:
А) больше, чем ими выделяется в процессе фотосинтеза; Б) меньше, чем ими выделяется в процессе фотосинтеза; В) такой же объем, что и выделяется в процессе фотосинтеза; Г) утром больше, чем вечером
2. Процесс расщепления органических

веществ до углекислого газа и воды,

называется…
А) фотосинтезом Б) дыханием В) брожением
3. С помощью каких органов растений

происходит дыхание?
А) устьиц Б) листьев В) всех органов
СЛАЙД 6
-Переходим к третьему вопросу нашего плана.
Дыхание бактерий
- Как же происходит дыхание у бактерий? - На какие две группы подразделяются бактерии по способу питания?
Аэробные
- это бактерии, которые потребляют кислород для разложения органических веществ до углекислого газ и воды.
Анаэробные
- это бактерии не нуждающиеся в кислороде. Они добывают энергию в результате брожения.
Запись в рабочий лист.
-Переходим к третьему вопросу.
Дыхание грибов.
- Как дышат грибы? Используют кислород для расщепления веществ и освобождение энергии. А дрожжи, могут жить в безкислородной среде. (запись в рабочих листах)
СЛАЙД 7

VI. Включение в систему знаний и повторение
1. Зачем нужен кислород живым организмам? 2. В чем состоит различие процессов дыхания и фотосинтеза? 3. Какой процесс называют брожением? 4. Каким образом бактерии и грибы получают энергию, необходимую для жизни?
Проверка усвоения первичных знаний.

СЛАЙД 8

VII. Рефлексия
Подводим итог нашего урока 
сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни

СЛАЙД 10

VIII. Домашнее задание
параграф 41, тетрадь-тренажер с.25 №13, 14; с.26 №15, 16; с.29 №7
Выставление отметок за урок.

Слайд 1

Тема урока
Дыхание растений, бактерий и грибов

Слайд 2

«фотосинтез», «питание»

Слайд 3

Зачем нужен кислород?

Слайд 4

Проблема. Почему погиб мышонок в опытах Пристли?
Что нам нужно сделать, чтобы решить эту проблему? узнать, что такое дыхание что нужно для дыхания что образуется в процессе дыхания что вызвало гибель мышонка.

Слайд 5

Процесс дыхания
1.Этап - газообмен 2.Этап - клеточное дыхание (расщепление органических веществ под действием кислорода на воду, углекислый газ и выделение энергии)

Слайд 6

Слайд 7

Опыт Дж. Пристли

Слайд 8

Ум хорошо, а два лучше. работа в группах
1 группа - Что же произошло? Какой можно сделать вывод? 2 группа - Кто же в этом случае прав? Почему у богатой дамы разболелась голова? 3 группа - Почему?

Слайд 9

Биологические исследования
Докажите, что в темноте растения выделяют только кислород?

Слайд 10

Необходимо решение
-А все ли органы растения дышат? -Отчего зависит интенсивность процесса дыхания?

Слайд 11

Слайд 12

Сравнение процессов фотосинтеза и дыхания.(таблица)


1. В каких клетках происходит?
2. Какой газ поглощается?
3. Какой газ выделяется?
4. В какое время суток происходит?
5. Что происходит с органическими веществами?
6. Энергия?

Слайд 13

Взаимопроверка
Черты процесса Фотосинтез Дыхание
1. В каких клетках происходит? В клетках, содержащих хлоропласты Во всех клетках растения
2. Какой газ поглощается? Углекислый газ Кислород
3. Какой газ выделяется? Кислород Углекислый газ
4. В какое время суток происходит? Днём Круглосуточно
5. Что происходит с органическими веществами? Образуются Окисляются (распадаются)
6. Энергия? Накапливается Выделяется

Слайд 14

Они были первыми на планете Земля

Слайд 15

Способы дыхания бактерий
Аэробное – потребление кислорода для разложения органических веществ. Анаэробное – дыхание в бескислородной среде. Брожение – разложение сложных органических веществ без потребления кислорода. Виды брожения: Спиртовое Молочное Маслянокислое.

Слайд 16

Дыхание грибов
Аэробное Анаэробное

Слайд 17

Дыхание. Сложные органические вещества + кислород = углекислый газ + вода + Е Брожение. Сложные органические вещества = спирт, молочная кислота + Е

Слайд 18

Биология:
История: дыхание древности – глядя на памятники прошлого. Литература: дыхание эпохи – когда описывается какое либо время. Обществознание: дыхание современности – при социальном опросе узнают результаты. География: дыхание ветра – тихо подул ветер; дыхание вулкана - вулкан начал «оживать» ; Ледяное дыхание зимы. Математика: амплитуда дыхания –графическое изображение.

Слайд 19

Дыхание – ………
дыхание и фотосинтез это два противоположных процесса, поступление кислорода, выделение углекислого газа, процесс идет во всех клетках непрерывно – и днем и ночью, процесс выделения энергии, она выделяется небольшими порциями и клетка не перегревается

Слайд 20

Реши утверждения. (поставь плюс или минус)
1.Дыхание происходит только на свету. 2.В процессе дыхания поглощается кислород и выделяется углекислый газ. 3.При дыхании кислорода потребляется значительно меньше, чем его образуется при фотосинтезе. 4.Анаэробы – организмы нуждающиеся в кислороде. 5.Аэробы – организмы не нуждающиеся в кислороде. 6.При спиртовом брожении сахар распадается до спирта. 7.Молочнокислые бактерии превращают молоко в простоквашу, кефир и другие молочные продукты. 8.Дрожжи бродят, разлагая на спирт и углекислый газ. 9.Углекислый газ, делает хлеб пористым и легким. 10.Мухомор, гриб анаэроб.

Слайд 21

Проверь утверждения
1.Дыхание происходит только на свету. (-) 2.В процессе дыхания поглощается кислород и выделяется углекислый газ. (+) 3.При дыхании кислорода потребляется значительно меньше, чем его образуется при фотосинтезе. (+) 4.Анаэробы – организмы нуждающиеся в кислороде.(-) 5.Аэробы – организмы не нуждающиеся в кислороде. (-) 6.При спиртовом брожении сахар распадается до спирта (+) 7.Молочнокислые бактерии превращают молоко в простоквашу, кефир и другие молочные продукты. (+) 8.Дрожжи бродят, разлагая на спирт и углекислый газ. (+) 9.Углекислый газ, делает хлеб пористым и легким. (+) 10.Мухомор, гриб анаэроб. (-)

Слайд 22

Карл Линней «Порядок грибов хаос есть…» Причислил грибы к растениям,Выделил 12 родов 95 видов.

18 век. Систематика:

Христиан Генрих Персон.

Элиас Магнус Фрис

Андрео Саккардо.

Онтогенетические методы микологии:

Антон Де Бари

Луи Рене Тюклян

Артур Артурович Ячевский

Михаил Степанович Воронин.

Практическое направление в биологии:

Наумов Николай Александрович

Бондарцев Апполинарий Семенович

Хохряков Михаил Кузьмич

Курсанов Лев Иванович

Происхождение.

Считают что основные трофические группы грибов сформировались в раннем докембрии. Грибы как третий ствол эукариотов сформировались независимо от растений и животных,в палеозойскую эру во время эволюционного скачка,становления сосудистых растений.Грибы вышли на сушу вместе с растениями,они основали ассоциации с прибрежными водорослями,а так как в селуре условия для наземного существования были довольно жесткие, то выход на сушу отдельно растений и животных сомнителен.

Вышли из воды оомицеты,зигомицеты,аскомицеты, плюс гетеромицеты. А базедия мицеты своим происхождением обязаны суше,только под покровом растительных тканей. Отдельным царством грибы стали рассматривать сравнительно недавно,работами Картоджяна, Уиттекер, Моргулис.

Современная классификация грибов строится на наличие или отсутсивии жгутиков в цикле.А так же в составе клеточной оболочки. Поэтому традиционное представление претерпело изменения и выделяют три царства:

1.Простейшие

А)Слизевики

Б)Плазмодиофоровые

2.Хромисты

А)Омицеты

А)Хитридиомицеты

Б)Зигомицеты

В)Аскомицеты

Г)Базидиомицеты

Д)Несовершенные грибы

Е)Лишайники

Клеточная стенка:Протозоа(целлюлоза), Хромисты, Микота(Хитин,глюканы,хитозан)

Подвижные стадии:Протозоа(Двужгутиковые), Хромисты(Гетероморфные двужгутиковые), Микота(нет жгутиковых стадий)

Грибы: гетеротрофные, прикрепленные организмы с неограниченным ростом, размножающиеся и распространяющиеся мицелием и спорами, питающиеся осмотрофно в оболочке клетки содержащие хитин, с запасным продуктом гликогеном и конечным продуктом метаболизма азота- мочевиной.

Грибы группа симеющая черты сходства с животными и растениями.

Как у растений: Клеточная стенка, Апикальный рост, образование центральной вакуоли при старении клетки, прикрепленный образ жизни. Как у животных,отстутствуют хлоропласты,запасной продукт гликоген,в клеточной стенке хитин,конечны продукт метаболизма азота- мочевина. Синтез меланина в живых клетках. Гетеротрофный способ получения энергии. Апикальеый рост клетки,осомтрофное питание.

Тело гриба-мицелий,это система ветвящихся трубок с апикальным ростом и боковым мицелием. Типы мицелия:

1.Ризомицелий(слизевики)

2.Неклеточный мицелий(оомицеты)

3.Клеточный мицелий(Сыроежки)

4.Псевдомицелий.

Типы мицелия:

1.Воздушный

2.Субстратный.

Видоизменения мицелия:

Апрессории - нашлепки

Гаустории - присоски

Склероции-плотное переплетение мицелия,для перенесения неблагоприятных условий среды.(Спорынья)

Строма – головка на ножке,в которые погружены плодовые тела.

Шнуры – параллельные гифы.(проводниковая функция)

Ризоморфы – тяжи с наружными утолщенными гифами.

Плектенхима – ложная ткань,сплетение нитей. Настоящая паренхима у грибов большая редкость.

Строение клетки у высших грибов:

Клеточная оболочка состоит из глюканов и фибрилл.Плазмалемма, цитоплазма,рибосомы,аппарат гольджи не у всех,митохондрии за редким исключением, вакуоли окружены тонопластом и содержат клеточный сок,липиды в цитоплазме. Ядро или ядра окружены 2умя или больше мембранными,нет клеточного центра, не образуется центральная пластина.

Питание грибов.

А)Гумусовые(Шампиньоны)

Б)Подстилочные(копротрофы-Гриб навозник)

А)Биотрофы

Б)Некротрофы

3.Симбионты

4.Хищники

5.Факультативные сапротрофы(фитофтора)

Типы микориз:Эктомикориза,Эндомикориза.

Дыхание грибов-грибы аэробы,за исключением сычужных грибов.

Размножение грибов:

1.Вегетативное

А)Частями мицелия

Б)Хламидоспорами

В)Оидиями

Г)Бластоспорами

2.Бесполое

А)Экзоспоры(конидии,открытое спороношение)

Б)Эндоспоры(Зооспорами, Спорангиолами)

3.Половое

А)Гаметогамия

Б)Гаметангиогамия

В)Соматогамия

Плодовые тела образуются только у аско и базидиомицетов.

Типы плодовых тел у аскомицетов.

1.Апотеций

2.Перитеций

3.Клейстотеций.

Типы плодовых тел у базидиомицетов:

1.Шляпочные

2.Шаровидные

3.Кораловидные

4.Консолевидные

5.Копытовидные

В плодовых телах образуются споры полового размножения:Аско(внутри сумки) и Базидиоспоры(На базидиях). Гимений-слой содержащий базидий или аск.

Гименофор-поверхность на котороц располагается гимений.