Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника. Атмосфера, человек и жизнь на земле Оптимальный экологический фактор - это

Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника. Атмосфера, человек и жизнь на земле Оптимальный экологический фактор - это

Атмосфера Земли (от греч. atmos – пар и sphaira – шар) – газовая оболочка, окружающая Землю. Атмосферой принято считать ту область вокруг Земли, в которой газовая среда вращается вместе с Землей как единое целое. Масса атмосферы составляет около 5,15–10 15 т. Атмосфера обеспечивает возможность жизни на Земле и оказывает большое влияние на разные стороны жизни человечества.

Происхождение и роль атмосферы

Современная земная атмосфера имеет, по-видимому, вторичное происхождение и образовалась из газов, выделенных твердой оболочкой Земли (литосферой) после сформирования планеты. В течение геологической истории Земли атмосфера претерпела значительную эволюцию под влиянием ряда факторов: диссипации (улетучивания) атмосферных газов в космическое пространство; выделения газов из литосферы в результате вулканической деятельности; диссоциации (расщепления) молекул под влиянием солнечного ультрафиолетового излучения; химических реакций между компонентами атмосферы и породами, слагающими земную кору; аккреции (захвата) межпланетной среды (например, метеорного вещества). Развитие атмосферы было тесно связано с геологическими и геохимическими процессами, а также с деятельностью живых организмов. Атмосферные газы, в свою очередь, оказывали большое влияние на эволюцию литосферы. Например, громадное количество углекислоты, поступившей в атмосферу из литосферы, было затем аккумулировано в карбонатных породах. Атмосферный кислород и поступающая из атмосферы вода явились важнейшими факторами, которые воздействовали на горные породы. На протяжении всей истории Земли атмосфера играла большую роль в процессе выветривания. В этом процессе участвовали атмосферные осадки, которые образовывали реки, изменявшие земную поверхность. Не меньшее значение имела деятельность ветра, переносившего мелкие фракции горных пород на большие расстояния. Существенно влияли на разрушение горных пород колебания температуры и другие атмосферные факторы. Наряду с этим атмосфера защищает поверхность Земли от разрушительного действия падающих метеоритов, большая часть которых сгорает при вхождении в плотные слои атмосферы.

Деятельность живых организмов, оказавшая сильное влияние на развитие атмосферы сама в очень большой степени зависит от атмосферных условий. Атмосфера задерживает большую часть ультрафиолетового излучения Солнца, которое губительно действует на многие организмы. Атмосферный кислород используется в процессе дыхания животными и растениями, атмосферная углекислота – в процессе питания растений. Климатические факторы, в особенности термический режим и режим увлажнения, влияют на состояние здоровья и на деятельность человека. Особенно сильно зависит от климатических условий сельское хозяйство. В свою очередь, деятельность человека оказывает все возрастающее влияние на состав атмосферы и на климатический режим.

Наибольшее значение для жизни, а также происходящих процессов на Земле имеет нижний слой атмосферы - тропосфера, в которой находится 4/5 всей массы воздуха. В тропосфере образуются облака, дождь, снег, град, ветер. Поэтому тропосферу называют «фабрикой погоды». Процессы, происходящие в ней, часто становятся причиной страшных стихийных бедствий - засух, наводнений, ураганов и других явлений, в результате которых гибнут люди, животные и растения.

Атмосферный воздух – один из важнейших природных ресурсов, без которого жизнь на Земле была бы совершенно невозможна. Без воды человек может прожить одну неделю, без пищи – пять недель, без воздуха 5-6 минут.

Через атмосферу осуществляется фотосинтез, обмен энергией и информацией – основные процессы биосферы. Под воздействием атмосферы происходят сложные экзогенные процессы (выветривание, деятельность природных вод, мерзлоты и др.). В верхних сферах атмосферы, не долетая до поверхности земли, сгорает большая часть метеоритов. Атмосфера защищает живые существа от губительного действия космических излучений, регулирует сезонный и суточный тепловой режим. Без атмосферы суточные колебания температуры на земле составляли бы +-200 градусов. Для некоторых организмов (бактерии, летающие насекомые, птицы) атмосфера – основная жизненная среда. Атмосфера является средой, в которой распространяются звуки. Озоновый слой атмосферы, расположенный на высоте 16-26 км поглощает 13% солнечной радиации и большую часть жесткого ультрафиолетового излучения, защищая органический мир от их разрушающего действия.

Роль атмосферы в удержании тепла на планете

В связи с наклоном оси вращения Земли на 23,5° к плоскости эклептики количество солнечной радиации, приходящей на верхнюю границу атмосферы, является функцией географической широты местности и времени года.

При прохождении через земную атмосферу интенсивность солнечного излучения заметно уменьшается. Ослабление зависит от свойств облачного покрова, содержания пыли в атмосфере, а также от суточных и сезонных изменений различных физических величин.
В среднем за год 25-30% приходящего солнечного излучения отражается облаками обратно в космическое пространство. Еще 25% излучения поглощается, а затем переизлучается облаками, пылью, газами, т. е. в виде нисходящей, диффузно рассеянной радиации. Примерно столько же поступает на поверхность Земли в виде прямой солнечной радиации.

Соотношение между прямым и рассеянным светом закономерно меняется в зависимости от географической широты. В полярных районах преобладает рассеянная радиация, составляющая до 70% суммарного лучистого потока, а в экваториальных областях она не превышает 30% . Это связано с лучшим прохождением лучей прямой радиации через атмосферу вертикально вниз, а не под малым углом к горизонту.

Часть излучения, достигающего поверхности, возвращается в атмосферу. Ее количество зависит от альбедо (отражающей способности) поверхности: снег отражает около 80-95%, травянистая поверхность - 20%, а темные почвы - только 8-10% потока приходящего излучения. Среднее альбедо Земли- 35-45%.
Большая часть поглощаемой водоемами и почвой солнечной энергии затрачивается на испарение воды.

Возобновима ли атмосфера?

Загрязнение атмосферы – это привнесение в атмосферу или образование в ней физико-химических агентов и веществ, обусловленное как природными, так и антропогенными факторами. К природным относятся извержения вулканов, пыльные бури, лесные пожары, выветривание, морская соль, бактерии, споры плесени, продукты разложения растений и животных и др.

Атмосферный воздух лишь условно можно считать неисчерпаемым природным ресурсом. При антропогенном воздействии человека, химический состав и физические свойства воздуха постоянно ухудшаются. На земле практически не осталось таких участков, где воздух сохраняет естественную чистоту и качество, а в большинстве промышленных районов состояние атмосферы представляет серьёзную опасность для здоровья. Человек в сутки потребляет до 25 кг воздуха. Но нормальная жизнедеятельность человека и всех живых организмов требует не только присутствие воздуха, а и определённая его чистота. От качественного состава воздуха зависит не только здоровье людей, состояние и качество биологических ресурсов, но и безопасность сырья для производства товаров народного потребления. Загрязнения из воздуха попадают в воду, почву, а по пищевым цепям – в организм человека. Многие вещества могут оказывать вредное воздействие на человека и животных даже в незначительных концентрациях – в десятитысячных долях мг на 1м 3 воздуха.



Oн невидимый, и все же без него мы жить не можем

Каждый из нас понимает, насколько воздух необходим для жизни. Выражение «Это необходимо как воздух» можно услышать, когда говорят о чем-то очень важном для жизни человека. Мы с детства знаем, что жить и дышать - это практически одно и то же.

А Вы знаете, сколько времени человек может прожить без воздуха?

Не все люди знают, сколько воздуха они вдыхают. Оказывается, за сутки, делая около 20000 вдохов-выдохов, человек пропускает через легкие 15 кг воздуха, тогда как пищи он поглощает всего примерно 1,5 кг, а воды 2-3 кг.В то же время воздух для нас - нечто само собой разумеющееся, как восход солнца каждое утро. К сожалению, мы ощущаем его только тогда, когда его не хватает, или когда он загрязнен. Мы забываем, что все живое на Земле развиваясь в течение миллионов лет приспособилось к жизни в условиях атмосферы определенного природного состава.

Давайте посмотрим из чего состоит воздух.

И сделаем вывод: Воздух - это смесь газов. Кислорода в нем около 21 % (приблизительно 1/5 по объему), на долю азота приходится около 78 %. Остальные обязательные составные части - инертные газы (прежде всего аргон), углекислый газ, а также другие химические соединения.

Изучать состав воздуха начали в XVIII в., когда химики научились собирать газы и проводить с ними опыты. Если Вы интересуетесь историей науки, посмотрите небольшой фильм, посвященный истории открытия воздуха.

Содержащийся в воздухе кислород требуется для дыхания живых организмов. В чем состоит сущность процесса дыхания? Как известно, в процессе дыхания организм потребляет кислород воздуха. Кислород воздуха требуется для многочисленных химических реакций, которые непрерывно протекают во всех клетках, тканях и органах живых организмов. В процессе этих реакций при участии кислорода медленно «сгорают» с образованием углекислого газа те вещества, которые поступили с пищей. При этом освобождается заключенная в них энергия. За счет этой энергии организм и существует, используя ее на все функции - синтез веществ, сокращение мышц, работу всех органов и др.

В природе существуют также некоторые микроорганизмы, способные использовать в процессе жизнедеятельности азот. За счет углекислого газа, содержащегося в воздухе, происходит процесс фотосинтеза, живет биосфера Земли в целом.

Как Вы знаете, воздушная оболочка Земли называется атмосферой. Атмосфера простирается примерно на 1000 км от Земли - это своеобразный барьер между Землей и космосом. По характеру изменения температуры в атмосфере существует несколько слоев:

Атмосфера - это своеобразный барьер между Землей и космосом. Она смягчает действие космического излучения и обеспечивает на Земле условия для развития и существования жизни. Именно атмосфера первой из земных оболочек встречает солнечные лучи и поглощает жесткое ультрафиолетовое излучение Солнца, которое губительно действует на все живые организмы.

Еще одна «заслуга» атмосферы связана с тем, что она почти полностью поглощает собственное невидимое тепловое (инфракрасное) излучение Земли и возвращает большую его часть обратно. То есть атмосфера, прозрачная по отношению к солнечным лучам, в то же время представляет собой воздушное «одеяло», которое не позволяет Земле остывать. Тем самым на нашей планете поддерживается оптимальная для жизни разнообразных живых существ температура.

Состав современной атмосферы - уникальный, единственный в нашей планетной системе.

Первичная атмосфера Земли состояла из метана, аммиака и других газов. Вместе с развитием планеты атмосфера существенно изменялась. Живые организмы сыграли ведущую роль в образовании того состава атмосферного воздуха, который возник и поддерживается при их участии в настоящее время. Вы можете посмотреть более подробно историю формирования атмосферы на Земле.

Природные процессы, как потребления, так и образования компонентов атмосферы приблизительно уравновешивают друг друга, то есть обеспечивают постоянный состав газов, составляющих атмосферу.

Без хозяйственной деятельности человека природа справляется с такими явлениями, как поступление в атмосферу вулканических газов, дыма от природных пожаров, пыли от природных пыльных бурь. Эти выбросы рассеиваются в атмосфере, оседают или выпадают на поверхность Земли с осадками. За них принимаются почвенные микроорганизмы, и в конце концов перерабатывают их в углекислый газ, сернистые и азотные соединения почвы, то есть в «обычные» компоненты воздуха и почвы. В этом и заключается причина того, что атмосферный воздух имеет в среднем постоянный состав. С появлением человека на Земле сначала постепенно, затем бурно и в настоящее время угрожающе начался процесс изменения газового состава воздуха и разрушения природной устойчивости атмосферы. Около 10 000 лет назад люди научились пользоваться огнем. К природным источникам загрязнения прибавились продукты сгорания различного вида топлива. Вначале это были древесина и другие виды растительного материала.

В настоящее время больше всего вреда атмосфере приносит искусственно произведенное топливо - продукты переработки нефти (бензин, керосин, соляровое масло, мазут) и синтетическое топливо. Сгорая, они образуют оксиды азота и серы, угарный газ, тяжелые металлы и другие ядовитые вещества неприродного происхождения (загрязнители).


Учитывая огромный масштаб использования техники в наши дни, можно представить себе, сколько двигателей автомобилей, самолетов, кораблей и другой техники ежесекундно г убят атмосферу Алексашина И.Ю., Космодамианский А.В., Орещенко Н.И. Естествознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – СПб.: СпецЛит, 2001. – 239 с. .

Почему троллейбус и трамвай считаются экологически чистыми видами транспорта по сравнению с автобусом?

Особенно опасны для всего живого те устойчивые аэрозольные системы, которые образуются в атмосфере наряду с кислотными и многими другими газообразными отходами производства.Европа - одна из наиболее густонаселенных и промышленно развитых частей света. Мощная транспортная система, крупная промышленность, высокое потребление органического топлива и минерального сырья ведут к заметному повышению концентраций загрязнителей в воздухе. Практически во всех крупных городах Европы наблюдается смог Смог - аэрозоль, состоящий из дыма, тумана и пыли, один из видов загрязнения воздуха в крупных городах и промышленных центрах. Подробнее см.: http://ru.wikipedia.org/wiki/Смог и регулярно фиксируется повышенное содержание в воздухе таких опасных загрязнителей, как оксиды азота и серы, угарный газ, бензол, фенолы, мелкая пыль и др.

Не вызывает сомнения прямая связь повышения содержания вредных веществ в атмосфере с ростом аллергических заболеваний и болезней органов дыхания, а также рядом других заболеваний.

Необходимы серьезные меры в связи с возрастанием в городах количества автомобилей, планируемым в ряде городов России развитием промышленности, что неизбежно увеличит количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Посмотрите, как решаются проблемы чистоты атмосферного воздуха в «зеленой столице Европы» - Стокгольме.

Комплекс мероприятий для улучшения качества воздуха должен непременно включать улучшение экологических характеристик автомобилей; строительство системы газоочистки на промышленных предприятиях; использование природного газа, а не угля, как топлива на предприятиях энергетики. Сейчас в каждой развитой стране существует служба контроля за состоянием чистоты воздуха в городах и промышленных центрах, что несколько улучшило сложившуюся скверную ситуацию. Так, в Санкт-Петербурге действует автоматизированная система мониторинга атмосферного воздуха Санкт-Петербурга (АСМ). Благодаря ей не только органы государственной власти и местного самоуправления, но и жители города могут узнавать о состоянии атмосферного воздуха.

На здоровье жителей Санкт-Петербурга - мегаполиса с развитой сетью транспортных магистралей - оказывают влияние, в первую очередь, основные загрязняющие вещества: оксид углерода, оксид азота, диоксид азота, взвешенные вещества (пыль), диоксид серы, которые поступают в атмосферный воздух города от выбросов предприятий теплоэнергетики, промышленности, и от транспорта. В настоящее время доля выбросов от автотранспорта составляет 80% от общего объема выбросов основных загрязняющих веществ. (По экспертным оценкам, более чем в 150 городах России преобладающее влияние на загрязнение воздушного бассейна оказывает именно автотранспорт).

А как обстоят дела в вашем городе? Как Вы думаете, что можно и нужно делать, чтобы воздух в наших городах стал чище?

Помещена информация об уровне загрязнения атмосферного воздуха в районах расположения станций АСМ на территории Санкт-Петербурга.

Надо сказать, что в Санкт-Петербурге отмечена тенденция к уменьшению выбросов загрязнителей в атмосферу, однако причины этого явления связаны преимущественно с уменьшением количества работающих предприятий. Понятно, что с экономический точки зрения это не лучший способ снижения загрязнения.

Сделаем выводы.

Воздушная оболочка Земли - атмосфера - необходима для существования жизни. Газы, входящие в состав воздуха, участвуют в таких важных процессах, как дыхание, фотосинтез. Атмосфера отражает и поглощает солнечную радиацию и таким образом защищает живые организмы от губительных рентгеновских и ультрафиолетовых лучей. Углекислый газ удерживает тепловое излучение земной поверхности. Атмосфера Земли уникальна! От нее зависят наше здоровье и жизнь.

Человек бездумно накапливает в атмосфере отходы своей деятельности, что вызывает серьезные экологические проблемы. Нам всем необходимо не только осознавать свою ответственность за состояние атмосферы, но и по мере сил, делать то, что мы можем, для сохранения чистоты воздуха, основы нашей жизни.



Роль атмосферы Земли

Атмосфера является наиболее легкой геосферой Земли, тем не менее ее влияние на многие земные процессы очень велико.

Начнем с того, что именно благодаря атмосфере стало возможно зарождение и существование жизни на нашей планете. Современные животные не могут обходиться без кислорода, а большинство растений, водорослей и цианобактерий - без углекислого газа. Кислород используется животными для дыхания, углекислый газ - растениями в процессе фотосинтеза, благодаря чему создаются необходимые растениям для жизнедеятельности сложные органические вещества, такие как, разнообразные соединения углерода, углеводы, аминокислоты, жирные кислоты.

С подъемом в высоту парциальное давление кислорода начинает снижаться. Что это значит? А значит это, что атомов кислорода в каждой единице объёма становится все меньше и меньше. При нормальное атмосферном давлении парциальное давление кислорода в легких человека (т.н. альвеолярный воздух) составляет 110 мм. рт. ст., давление углекислого газа - 40 мм рт. ст., а паров воды - 47 мм рт. ст.. При подъеме в высоту давление кислорода в легких начинает падать, а углекислого газа и воды остается на прежнем уровне.

Начиная с высоты 3 километров над уровнем моря у большинства людей начинается кислородное голодание или гипоксия. У человека наблюдается одышка, усиленное сердцебиение, головокружение, шум в ушах, головная боль, тошнота, мышечная слабость, потливость, нарушение остроты зрения, сонливость. Резко снижается работоспособность. На высотах свыше 9 километров дыхание человека становится невозможным и потому находиться без специальных дыхательных аппаратов строго запрещено.

Важной для нормальной жизнедеятельности организмов на Земле является роль атмосферы как защитника нашей планеты от ультрафиолетового и рентгеновского излучения Солнца, космических лучей, метеоров. Подавляющую часть излучения задерживают верхние слои атмосферы - стратосфера и мезосфера, в результате чего проявляются такие удивительные электрические явления, как полярные сияния. Остальная, меньшая часть излучения, рассеивается. Здесь же, в верхних слоях атмосферы, сгорают и метеоры, которые мы можем наблюдать в виде маленьких "падающих звёзд".

Атмосфера служит регулятором сезонных колебаний температур и сглаживания суточных, предотвращая Землю от чрезмерного нагревания днём и охлаждения ночью. Атмосфера, благодаря наличию в её составе водяного пара, углекислого газа, метана и озона, легко пропускает солнечные лучи, нагревающие её нижние слои и подстилающую поверхность, но задерживает обратное тепловое излучение от земной поверхности в виде длинноволновой радиации. Эта особенность атмосферы называется парниковым эффектом. Без него суточные колебания температур нижних слоёв атмосферы достигали бы колоссальных величин: до 200° С и естественно сделали бы невозможным существование жизни в том виде, в котором мы её знаем.

Разные участки на Земле нагреваются неравномерно. Низкие широты нашей планеты, т.е. области с субтропическим и тропическим климатом, получают тепла от Солнца гораздо больше чем средние и высокие - области с умеренным и арктическим (антарктическим) типом климата. По-разному нагреваются материки и океаны. Если первые и нагреваются и охлаждаются гораздо быстрее, то вторые долго поглощают тепло, но в тоже время и также долго его отдают. Как известно теплый воздух является более легким чем холодный, а потому поднимается вверх. Его место у поверхности занимает холодный, более тяжелый воздух. Так образуется ветер и формируется погода. А ветер в свою очередь приводит к процессам физического и химического выветривания, последние из которых формируют экзогенные формы рельефа

С подъёмом в высоту климатические различия между разными регионами земного шара начинают стираться. А начиная с высоты 100 км. атмосферный воздух лишается возможности поглощать, проводить и передавать тепловую энергию путём конвекции. Единственным способом передачи тепла становится тепловое излучение, т.е. нагревание воздуха космическими и солнечными лучами.

Кроме того только при наличии атмосферы на планете возможен круговорот воды в природе, выпадение осадков и образование облаков.

Круговорот воды - это процесс циклического перемещения воды в пределах земной биосферы, состоящий из процессов испарения, конденсации и осадков. Различают 3 уровня круговорота воды:

Большой, или мировой, круговорот - водяной пар, образовавшийся над поверхностью океанов, переносится ветрами на материки, выпадает там в виде атмосферных осадков и возвращается в океан в виде стока. В этом процессе изменяется качество воды: при испарении соленая морская вода превращается в пресную, а загрязненная - очищается.

Малый, или океанический, круговорот - водяной пар, образовавшийся над поверхностью океана, сконденсируется и выпадает в виде осадков снова в океан.

Внутриконтинентальный круговорот - вода, которая испарилась над поверхностью суши, опять выпадает на сушу в виде атмосферных осадков.

Стоит также отметить, что выпадение осадков становится возможным лишь при наличии в воздухе т.н. ядер конденсации - мельчайших твердых частиц. Если бы в земной атмосфере таких частиц не было, то и никакие осадки бы не выпадали.

И последнее что хотелось сказать про роль атмосферы Земли, это то, что только благодаря ей на нашей планете возможно распространение звуков и возникновение аэродинамической подъёмной силы. На планетах лишенных или имеющих атмосферу малой мощности царит мертвая тишина. Человек на таких небесных телах буквально лишается дара речи. При отсутствии атмосферы становится невозможным управляемый аэродинамический полёт, на смену которому приходит баллистический.

Цели:

Образовательная – выделить и охарактеризовать важнейшие уровни структурной организации жизни в биосфере;
Развивающая – углубить знания о жизни на Земле как сложноорганизованной многоуровневой системе в виде оформленного конспекта лекций;
Воспитательная – продолжить формирование экологической культуры, основанной на научной картине организации жизнедеятельности биосферы.

Задачи:

  • Построить изучение нового материала на основе имеющихся знаний;
  • Продолжить отработку навыков и умений обобщать и систематизировать полученную информацию в форме конспекта.

Оборудование и наглядности: Экспозиционный материал в кабинете биологии (“Уровни организации живой природы”, “ Эволюция растений”, “ Эволюция животных”, “ Основные царства живой природы”, “ Эволюция человека”, “ Геохронология Земли”) , таблицы (“Распространенность химических элементов в земной коре” (по декадам В.И. Вернадского)) , портрет В.И. Вернадского.

План урока:

I. Организационный момент.

1. Контроль д/з (экологические тесты) , оценка (взаимоконтроль, самооценка).

Выберите один правильный ответ из нескольких предложенных.

1. Глобальные экологические проблемы вызваны в первую очередь:

а) геологическими процессами;
б) космическими факторами;
в) высокими темпами прогресса;
г) изменением климата.

2. Основными природными факторами, влияющими на численность человеческих популяций, являются:

а) особенности рельефа местности;
б) пищевые ресурсы и болезни;
в) особенности климата;
г) географическое положение страны.

3. Рациональное природопользование подразумевает:

а) деятельность, направленную на удовлетворение потребностей человечества;
б) деятельность, направленную на научно обоснованное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов;
в) добычу и переработку полезных ископаемых;
г) мероприятия, обеспечивающие промышленную и хозяйственную деятельность человека.

4. Полезные ископаемые недр планеты относятся к:

а) неисчерпаемым природным ресурсам;
б) возобновляемым природным ресурсам;
в) невозобновляемым природным ресурсам;
г) пополняющимся ресурсам.

5. Вырубка лесных массивов приводит к:

а) увеличению видового разнообразия птиц;
б) увеличению видового разнообразия млекопитающих;
в) уменьшению испарения;
г) нарушению кислородного режима.

6. Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь:

а) парниковым эффектом;
б) уменьшением объема грунтовых вод;
в) загрязнением водоёмов;
г) засолением почв.

7. Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:

а) угарного газа;
б) углекислого газа;
в) диоксида азота;
г) оксидов серы.

8. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:

а) резких колебаний температуры;
б) канцерогенных веществ;
в) радиоактивного загрязнения;
г) возбудителей заболеваниё.

9. От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают:

а) водяные пары;
б) облака;
в) озоновый слой;
г) азот.

10. Разрушение озонового слоя ведёт к увеличению заболеваний:

а) желудочно-кишечного тракта;
б) сердечно - сосудистой системы;
в) кожи;
г) органов дыхания.

11. При разрушении люминесцентных ламп выделяются опасные для здоровья ионы:

а) ртути;
б) свинца;
в) кальция;
г) кобальта.

12. Самыми распространенными заболеваниями, которые возникают в результате ухудшения экологической обстановки, являются:

а) болезни опорно-двигательной системы;
б) инфекционные болезни;
в) сердечно-сосудистые и онкологические заболевания;
г) болезни пищеварительного тракта.

13. Вещества, вызывающие раковые заболевания, называют:

а) биогенными;
б) канцерогенными;
в) пирогенными;
г) абиогенными.

14. Наибольшее количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на:

а) предприятия химической и угольной промышленности;
б) сельское хозяйство;
в) бытовую деятельность человека;
г) транспортные средства.

ОТВЕТЫ: 1 - в; 2- б; 3 - б; 4 - в; 5 - г; 6 - в; 7 - б; 8 - а; 9 - в; 10 - в; 11 - а; 12 - в; 13 - б; 14 - а.

2. Сообщение темы урока, целей и задач деятельности учителя и учащихся, формы и содержание основного учебного материала, критерии оценки деятельности за урок.

II. Изучение нового материала.

Структура биосферы (лекция).

Живая природа очень тесно связана с неживой природой и эволюционное развитие жизни на Земле тесно связаны с геологическими и химическими процессами. Земля – космическое тело. (Рассказ с демонстрацией “Геохронологической таблицы Земли”). На нашей планете, в начале её развития, была только неживая природа. Мы попробуем, на основе своих знаний проследить развитие биосферы Земли.

Я помогу вам составить конспект, приготовьте цветные ручки, для выделения главного. С правой стороны листа отведите линией 4-5 клеток.

Начнём с того, что ученые физики и химики имеют сведения о том, что мельчайшими образованиями в природе являются элементарные частицы.

О и О – протоны и нейтроны, образующие ядро атома и О – электроны в виде отрицательного заряженного ОS и p электронных облаков.

Пространство вокруг ядра.

Орган – часть организма, выполняющая определённую функцию, построенная из разных видов тканей.

Система органов – взаимосвязанные выполнением одной функции органы животных

IV

о
р
г
а
н

Биоценоз – пищевые взаимосвязи популяций организмов, обитающих на одной территории:

А) Продуценты – образуют органические вещества (растения, фотосинтез) ;
Б) Консументы – потребляют органические вещества (пищевые цепи) ;

Животные

В) Редуценты – разрушают и преобразуют остатки организмов (грибы, бактерии – санитары) .

Биотоп – место обитания биоценоза.

VII

б
и
о
ц
е
н
о
з

б
и
о
т
о
п

Костное вещество – неживая природа: атмосфера, гидросфера, литосфера.

Экологическая ниша – местообитание вида (биогенное вещество – нефть, уголь, торф, известняк) ;

Биогеоценоз – взаимосвязь биоценоза и биотопа, образование экологической системы, природного сообщества: лес, болото…

(Биокостное вещество).

б
и
о
г
е
о
ц
е
н
о
з
Биосфера – совокупность природных сообществ, обеспечивающая круговорот веществ, связывающий живую и неживую природы на Земла. б
и
о
с
ф
е
р
а

III. Систематизация лекционного материала.

Выпишем из конспекта слова справа а таблицу (слева) .

Уровни структуры биосферы Земли

I. Молекула.
II. Клетка.
III. Ткань.
IV. Орган.
Молекулярный.
Клеточный.
Тканевый.
Органный.
Молекулярный.
Клеточный.
Органно-тканевый.
Молекулярный.
Клеточный организменный.
Суборганизменный.
V. Организм.
VI. Популяция.
Организменный.
Популяционный.
Популяционно-видовой. Популяционный. Организменный.
VII. Биогеоценоз.
VIII. Биосфера.
Биогеоценотический биосферный. Ценотический. Надорганизменный.

Таким образом, классификаций существует несколько, и если вам встречается любая из них, вы сможете её объяснить. В результате нашей работы делаем выводы:

  1. Земля – космическое тело и в ней протекают постоянно геологические и химические процессы, в результате которых происходит эволюция биосферы.
  2. С появлением человека и развитием общества людей, которые производят положительную и отрицательную деятельность в биосфере, усугубляют её глобальные проблемы.

Однако хочется заметить, что большинство людей, бережно относятся к природе. Об этом свидетельствуют картины художников и литературные произведения. (Читают стихи) .

IV. Итог урока. Оценка деятельности. Домашние за дания.

  1. Оценить полученные знания по новому материалу. Сложите свою оценку с оценкой за тест и скажите общую за урок.
  2. Домашние задания. Параграф 46, конспект в тетради, с выделенными в конспекте словами составить: ребус, кроссворд, тест (5 терминов “3”, 8 – “4”, 10 и более – “5”) .
  3. Выяснение непонятного или дополнения к уроку.
  4. Рекомендации дополнительной литературы.

г) мероприятия, обеспечивающие промышленную и хозяйственную деятельность человека.

4. Полезные ископаемые недр планеты относятся к:

а) неисчерпаемым природным ресурсам;

б) возобновляемым природным ресурсам;

в) невозобновляемым природным ресурсам;

г) пополняющимся ресурсам.

5. Вырубка лесных массивов приводит к:

а) увеличению видового разнообразия птиц;

б) увеличению видового разнообразия млекопитающих;

в) уменьшению испарения;

г) нарушению кислородного режима.

6. Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь:

а) парниковым эффектом;

б) уменьшением объема грунтовых вод;

в) загрязнением водоемов;

г) засолением почв.

7. Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:

а) угарного газа;

б) углекислого газа;

в) диоксида азота;

г) оксидов серы.

8. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:

а) резких колебаний температуры;

б) канцерогенных веществ;

в) радиоактивного загрязнения;

г) возбудителей заболеваний.

9. От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают:

а) водяные пары;

б) облака;

в) озоновый слой;

10. Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний:

а) желудочно-кишечного тракта;

б) сердечно-сосудистой системы;

г) органов дыхания.

11. При разрушении люминесцентных ламп выделяются опасные для здоровья ионы:

б) свинца;

в) кальция;

г) кобальта.

12. Самыми распространенными заболеваниями, которые возникают в результате ухудшения экологической обстановки, являются:

а) болезни опорно-двигательной системы;

б) инфекционные болезни;

в) сердечно-сосудистые и онкологические заболевания;

г) болезни пищеварительного тракта.

13. Вещества, вызывающие раковые заболевания, называют:

а) биогенными;

б) канцерогенными;

в) пирогенными;

д) абиогенными.

14. Наибольше количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на:

а) предприятия химической и угольной промышленности;

б) сельское хозяйство;

в) бытовую деятельность человека;

г) транспортные средства.

Уровень Б.

Выберите один правильный ответ из нескольких предложенных.

1. Что изучает классическая экология а) отношение организмов между собой и окружающей их средой;

б) разнообразных животных и растений;

в) инфекционные заболевания людей и животных;

г) растительные сообщества континентальных территорий.

2. Экологический мониторинг, как информационная система является основанием для:

а) экологического менеджмента;

б) экологического образования и воспитания;

в) развертывания научных исследований;

г) развертывания системы наблюдения за состоянием природных и воздействующих на них техногенных объектов.

3. Наивысшим, замыкающим показателем экологического благополучия урбанизированных территорий является:

а) уровень медицинского обслуживания граждан;

б) частота обращения граждан в поликлиники в связи с острыми инфекционными заболеваниями;

в) состояние здоровья населения;

г) уровень реализации социальных программ.

4. К абиотическим экологическим факторам относятся:

а) фитоценозы, определяющие ход биологической продуктивности;

б) почва, включая почвенных микроорганизмов и почвенную влагу;

в) почвенная влага, воздух и подстилающие горные породы;

г) солнечная радиация и продуценты, использующие ее для производства биомассы.

5. Что понимается под процессами урбанизации:

а) процесс ускорения научно-технического прогресса;

б) целесообразное в экологическом отношении территориальное сочетание производственных комплексов и селитебных территорий;

в) неуправляемый процесс развития инфраструктуры, обеспечивающий формирование города;

г) трудно контролируемый рост городов в результате концентрации производства и населения.

6. Каковы показатели благополучного состояния экологических систем в естественных условиях:

а) нормальное сочетание растений и животных;

б) наличие в экосистемах трофических цепей;

в) отсутствие хищных животных, способных нарушить равновесие в системе хищник – жертва;

г) биологическая продуктивность и видовое разнообразие растительных сообществ, отвечающее зональным характеристикам.

7. Надежным показателем благополучия экологии городской среды является:

а) хорошее состояние здоровья его жителей;

б) чистота улиц и других территорий общего пользования;

в) достаточное, отвечающее строительным нормативам, количество зеленых насаждений;

г) чистота воздушной и водной сред города.

8. Как соотносятся между собой понятия биогеоценоз и экосистема а) как синонимы;

б) биогеоценоз - объективно существующая реальность, тогда как экосистема - есть отражение этой реальности в нашем сознании, определяемое целями исследования;

в) экосистема представляет собой частный случай биогеоценоза;

г) биогеоценоз представляет собой частный случай экосистемы.

9. Что такое биосфера Земли а) область жизни, охватывающая другие земные оболочки;



б) поверхность континентов и архипелагов;

в) почва и часть атмосферы, расположенная непосредственно над ней;

г) почвенно-растительный слой Земли и световая зона морей и океанов.

10. Что такое экосистема а) ассоциация растительности, занимающая определенное положение в пространстве, отличающаяся от смежных ассоциаций;

б) единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, в котором живые и косные компоненты взаимосвязаны обменом вещества, энергии и информации;

в) единый природный комплекс, включающий растительность, почву и подстилающие горные породы;

г) сочетание растительных и животных организмов, взаимосвязанных обменом вещества, энергии и информации, занимающее определенную территорию.

11. Что такое парниковый эффект и каковы вызывающие его причины:

а) увеличение среднегодовой температуры слоя воздуха в результате изменения солнечной активности;

б) снижение величины солнечной радиации за счет увеличение запыленности и задымленности атмосферы;

в) увеличение среднегодовой температуры воздуха за счет изменения оптических свойств атмосферы;

г) увеличение среднегодовой температуры воздуха вследствие изменения направления морских течений.

12. Каковы последствия парникового эффекта а) уменьшение количества выпадающих осадков;

б) регрессия (понижение) уровня мирового океана;

в) возросшие темпы и объемы испарения с поверхности океанов;

г) количество техногенной энергии, необходимой людям, останется постоянным.

13. Что означает состояние гомеостаза экологической системы а) состояние внутреннего динамического равновесия;

б) неравновесное состояние, вызванное внешними воздействиями;

в) состояние активно протекающих процессов сукцессии;

г) состояние деструкции растительных сообществ экосистемы;

14. В чем состоит принцип исключения Г.Ф. Гаузе а) невозможно развитие экосистем при техногенном давлении;

б) сукцессия не может протекать в условиях недостатка влаги или солнечной энергии;

в) два вида не могут существовать в одной и той же местности, если их экологические потребности идентичны;

г) экосистема не достигнет климаксного состояния в случае автотрофной сукцессии.

15. Что такое потенциал экологический а) возможность воспроизводства фитоценозов;

б) способность экосистемы воспринимать антропогенные нагрузки;

в) способности природных систем отдавать человеку продукцию или производить работу при условии сохранения среды жизнеобитания;

г) возможность природной среды нейтрализовать загрязнения.

16. Как следует понимать ноосферу Земли а) как одну из материальных оболочек, подобную атмосфере или гидросфере;

б) как синоним биосферы более позднего происхождения;

в) как сферу разума, отражающую развитие цивилизованного человеческого общества;

г) как философское понятие, не имеющее конкретного содержания.

17. Экологической нишей называется:

а) территория преимущественного обитания какого-то вида;

б) территория, в пределах которой осуществляется конкурентная борьба между видами;

в) позиция вида в сообществе и в соотношении с другими видами и средой обитания;

г) местообитания любого вида организмов, характеризующиеся благоприятными для него условиями.

18. Что такое природно-техническая геосистема а) совокупность промышленных объектов, взаимосвязанных инфраструктурой;

б) система коммуникаций и связи, обеспечивающая развитие производства и проживание граждан на определенной территории;

в) районная планировка, как система производственных и селитебных территорий;

г) совокупность взаимосвязанных природных и искусственных объектов, образующихся в результате строительства и эксплуатации инженерных объектов и комплексов.

19. Экологическая система наиболее устойчива, если она:

а) обладает наибольшей первичной продуктивностью;

б) имеет литогенную основу, представленную прочно смерзшимися грунтами;

в) обладает наименьшей биологической продуктивностью;

г) обладает зональной экологической продуктивностью, а литогенная основа сложена немерзлыми породами.

20. Что такое техногенез а) совокупность процессов загрязнения природных объектов;

б) сочетание технических средств и технологий, позволяющих выпускать законченную продукцию;

в) энергетическое обеспечение технических средств и технологий г) совокупность процессов, возникающих и развивающихся в природной среде под воздействием и эксплуатацией инженерных сооружений и технических средств 21. Какое из следующих выражений относится к одному из двух биогеохимических принципов В.И.Вернадского а) геохимическая биогенная энергия определяет важнейшие геологические процессы на поверхности Земли;

б) геохимическая биогенная энергия включает в себя также энергию техногенеза;

в) геохимическая биогенная энергия стремиться в биосфере к максимальному проявлению;

г) геохимическая биогенная энергия циклична в своем проявлении.

22. Под экологическим кризисом понимается такое взаимоотношение между обществом и природой, при котором:

а) развитие производительных сил и производственных отношений не соответствует возможностям ресурсного потенциала природы;

б) распространяются загрязнения во всех важнейших сферах жизнедеятельности человека;

в) не хватает тех или иных видов природных ресурсов и их приходится закупать за рубежом;

г) возникающая нагрузка на природу вызывает сопротивление природоохранительных организаций.

23. Совокупность процессов, возникающих и развивающихся в природных средах под воздействием человека называется:

а) биогенезом;

б) катагенезом;

в) криогенезом;

г) техногенезом.

24. Процесс расползания городов вызывает:

а) сокращение сельскохозяйственных угодий;

б) сокращение (экономию) электроэнергии;

в) дополнительное загрязнение воздушного бассейна;

г) дополнительное изменения микроклиматических условий;

д) совместное воздействие а, в и г;

е) совместное воздействие а, б и г;

ж) совместное воздействие б, в и г.

25. Катастрофа экологическая подразумевает:

а) определенное нарушение природной среды, приведшее к снижению биологической продуктивности;

б) определенное нарушение природной среды, приведшее к снижению биологического разнообразия;

в) полное нарушение экологического равновесия в экосистемах;

г) существенное нарушение экологического равновесия в экосистемах, требующее значительных затрат на их восстановление.

26. Мутации – естественные или вызываемые мутагенами количественные и качественные изменения генотипа:

а) не передающиеся по наследству;

б) передающиеся по наследству в качестве фактора, препятствующего эволюции;

в) передающиеся по наследству и являющиеся важнейшим фактором эволюции;

г) всегда воздействующий отрицательно на потомство фактор;

27. Вспомните экологические законы Барри Коммонера. Какой из перечисленных ниже законов ему не принадлежит а) все связано со всем;

б) все должно куда-то деться;

в) природа знает лучше;

г) за все надо платить;

д) все законы принадлежат Барри Коммонеру;

е) все законы, кроме "г".

28. Озоновый экран:

а) рассеивает солнечную радиацию на подходе к Земле;

б) снижает уровень инфракрасного солнечного излучения, чем препятствует перегреву атмосферы Земли;

в) снижает уровень жесткой коротковолновой ультрафиолетовой радиации;

г) неблагоприятный климатический фактор Южных и Северных широт.

29. Под загрязнением правомерно понимать:

а) привнесение в среду новых, обычно не характерных для нее химических, физических биологических или информационных агентов;

б) возникновение в среде новых, обычно не характерных для нее физических, биологических или информационных агентов;

в) увеличение концентрации тех или иных компонентов среды сверх характерных для нее количеств;

г) возможность появления любого из обозначенных выше процессов или их сочетания.

Примерные вопросы для подготовки к экзамену.

1. Экология человека – наука о связи человека и окружающей среды.

2. Философия экологического образования.

3. Законы эволюции, эволюционной биологии. Факторы эволюции.

4. Место антропогенеза в эволюционном процессе.

5. Сочетание биологического и социального путей развития. Дуалистичность человека.

6. Основные археологические находки в теории эволюции человека.

7. Стадии развития вида Человек разумный.

8. Проявление основных экологических законов в антропогенезе.

9. Экологическая обстановка и этногенез.

10. Экология культуры. Труды Д.С. Лихачева.

11. Понятие ноосферы. Ноосферное развитие общества.

12. Расы и этносы. Экологические основы их формирования.

13. Роль естественного отбора. Евгеника как наука.

14. Роль мутационных факторов в формировании генофонда человека.

15. Факторы обеспечения продолжительности жизни человека.

16. Концепция "эгоистического гена". Способность к размножению природных организмов.

17. Механизмы ускорения эволюции. Партеногенез, гермафродитизм.

18. Теория разделения полов и следствия различной эволюционно-экологической поли полов.

19. Рациональное природопользование. Основные понятия, принципы.

20. Экологическое право. Экологическая криминология.

21. Источники природного и техногенного излучения. Влияние на организм человека и структуру генов.

22. Генно-модицифированные организмы. История развития.

23. Основные понятия концепции устойчивого развития. Документы, реализация в России и Волгоградской области.

24. Источники, классификация глобальных проблем человечества. Прогнозы Т.

Мальтуса, В. Вернадского.

25. Урбанизация территорий в мире и в России. Организмы, населяющие городскую территорию.

26. Парниковый эффект. Изменение климата на планете. Теория естественного повышения температуры.

27. Проблема ядерной безопасности. Возможные экологические последствия.

28. Основы устойчивости биосферы. Оценка воздействия человека на природу.

29. Социальная биологическая эволюция человека. Концепция экологического кризиса.

30. Криптонауки о живых организмах. Их место в современной научной парадигме.

31. Концепция управления толпой. Толпа доисторических времен и в современном обществе. Общие черты, различия. Примеры.

32. Клонирование. Современное состояние проблемы. Дискуссионные аспекты.