Беседы по краеведению. Конспекты нод по краеведению в старшей группе. Организация работы по краеведению в условиях фгос до

Беседы по краеведению. Конспекты нод по краеведению в старшей группе. Организация работы по краеведению в условиях фгос до

Тема: Организация работы по краеведению в условиях ФГОС ДО.

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе и крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей города, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Знакомя детей с родным краем, мы поставили следующие задачи :

    Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление об истории родного города, его памятниках и архитектуре;

    Дать представления о размерах нашей области и её природных богатствах, местных промыслах. Вызвать интерес к жизни родного края;

    Познакомить с героическими боевыми достопримечательностями родного города, дать представление о защитниках Отечества;

    Познакомить с бытом и традициями русского народа, народными праздниками.

В старшем дошкольном возрасте увеличивается объём знаний о родном городе. Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного города, но и с его историей, промышленностью.

Знакомство с родным городом продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности.

Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии).

В группе оформлен центр патриотического воспитания с российской символикой.

Наблюдения на прогулках за явлениями природы, растениями, птицами способствуют обогащению знаний о родном крае.

В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной город, край.

Перспективный план работы по краеведению с дошкольниками 5-6 лет

Время проведения

Форма проведения

Сентябрь

Рассказ о родном городе, показ иллюстраций города.

Образовательная деятельность

Сентябрь

Улицы родного города.

Беседа, экскурсия по микрорайону

«День народного единства»

Тематические мероприятия

Образовательная деятельность Праздник День народного единства. Выставка детского творчества.

Ноябрь(1-2) неделя.

«Основы безопасности и жизнедеятельности» Закрепить представления детей об особенностях расположения города (рассматривание карты города).

Оформление выставки в центрах по теме

Ноябрь(3-4) неделя

«Мой город, моя страна, моя планета»

Знакомство с районом города, в котором мы живём, с его особенностями и достопримечательностями. Рассказ детей о доме и улице, на какой они живут. Создание альбома «Безопасный маршрут из дома в сад».

Образовательная деятельность Создание альбома. .Праздник по правилам дорожного движения.

Дать знания о том, чем славится родной город (рассказать о местной промышленности, уточнить в каких районах города она расположена).

беседа, ширма- раскладушка Пословицы и поговорки о Родине и родном крае.

Памятники родного города.

Образовательная деятельность

Выпуск газеты

«День защитника Отечества» Познакомить с памятниками воинам. Рассказ о тех, кто защищал родной край.

Образовательная деятельность

Презентация по теме: Они защищали Родину

Беседа о родном городе, его достопримечательностях. Различать функциональную принадлежность зданий (жилые дома , детские сады, школы, магазины, предприятия, заводы).

Беседа Конкурс портфолио детей с «Генеалогическим древом» и семейными традициями

Выпуск газеты

Дом , в котором я живу.

Март (3-4) неделя

«Народная культура и традиции»

Фольклорный праздник. Выставка детского творчества.

«Знакомство с детской литературой»

Образовательная деятельность

Оформление выставки книг о родном крае

Природа родного края. Воспитывать в детях бережное отношение к природе родного города.

Наблюдение

Создание альбома «Моя малая Родина»

Май(1-2) неделя

«День Победы»

Закрепить навыки поведения на улицах города.

Образовательная деятельность

Знакомство с местами отдыха горожан. Летний отдых.

беседа, рисунок День защиты окружающей среды. Выставка детского творчества. Выпуск газеты

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно - исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем нашего времени.

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получили ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Иногда можно наблюдать равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Воспитание чувства патриотизма у дошкольника - процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Краеведение –это неотъемлемая часть воспитательной работы. Эта работа должна проводиться систематически, планомерно, и охватывать разные направления: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, нашему краю, к своей стране.

Мы собираем краеведческий материал по истории Белгорода и области, о народных промыслах, рассказы о знаменитых россиянах, истории и достопримечательностях Москвы, России. Далее собранный материал оформляется в тематические экскурсии, экспозиции и презентации. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала к образовательной деятельности можно назвать мультимедийные презентации. Использование презентаций позволяет проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала

Краеведческая работа направлена на то, чтобы показать корни нашей национальной культуры, все это подводит ребенка к истокам русского народа, развивает гордость за страну, в которой он живет, побуждает его к изучению истории родного края. Эту работу мы проводим во всех видах деятельности. Чтобы дети были активными, эмоциональными участниками происходящего необходимы практические действия с предметами. Поэтому все материалы и экспонаты музея и центров доступны детям, а для создания макетов и выставочных работ взрослые привлекают детей. Дети, принявшие активное участие в создании работ гордятся и бережно относятся ко всему собранному материалу.

Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. И этот процесс надо формировать дошкольного возраста воспитанием любви к своей малой родине как к источнику патриотического начала. Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину. Патриотические чувства детей могут выражаться в соответствующих поступках и поведении: уважительное отношение к участникам Великой Отечественной войны, героям труда, бережное отношение к природе родного края, любовь к родителям, своему городу и детскому саду.

Для работы по краеведению подобрана художественная литература, иллюстрации, репродукции, дидактические игры. Создаётся альбом со стихотворениями о родном крае, пословицами о Родине, дружбе. В работе используется аудиоаппаратура для слушания музыкальных произведений о Родной земле, просмотра мультимедийных презентаций.

Ко Дню Победы открывает свою работу выставка - экспозиция «День Победы». Проводятся целевые экскурсии по городу и возложение цветов к памятнику героям, погибшим в годы войны, посещение музея диорамы «Огненная дуга».

Все это воздействует не только на сознание детей, но прежде всего на их чувства, воображение.

Сформирована система работы с родителями по краеведению и проблемам гражданско-патриотического воспитания. Со стороны родителей мы получаем помощь, поддержку, встречаем искреннее понимание и одобрение. Родители помогают организовывать и проводить походы в природу, экскурсии по красивым местам нашего города, посещение музеев, выставок, экскурсий к памятным местам, достопримечательностям Белгорода. Мы даём родителям рекомендации по доступному ознакомлению детей с памятниками и достопримечательностями города. На групповых родительских собраниях мы рассказываем, что нового узнают дети в детском саду, советуем какие книжки прочитать с детьми.

В группе оформлен центр патриотического воспитания, где дети могут в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, городе, стране. Имеется широкий спектр фотографий с видами родного города, страны, климатических зон России, настольно - печатные игры, образцы Российского герба, флага, герба и флага г. Белгорода, Белгородской области. В центре художественного творчества подобраны картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промыслов, изделия народных промыслов, В совместной деятельности я широко использую дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры с детьми, которые размещены в центрах по познавательному развитию, театральном и игровой деятельности. Они помогают формировать у детей соответствующие ФГОС ДО знания и навыки. В повседневную образовательную деятельность включаем беседы о родном городе, городах России, о животных родного края, предметах быта и истории возникновения ремёсел нашего края.

Важной частью работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлений о людях, прославивших нашу Россию. Поэтому у нас подобраны портреты знаменитых людей.

Таким образом, в группе созданы благоприятные условия для работы по патриотическому воспитанию дошкольников.

БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА

У П Р А В Л Е Н И Е О Б Р А З О В А Н И Я

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №28 ГОРОДА БЕЛГОРОДА

308023, г.Белгород, ул. Некрасова, 22, тел. 34-13-35, факс 34-13-35

Е-mail: mdou_ds_28 @ mail. ru

Организация работы по краеведению в условиях ФГОС ДО.

Подготовила: воспитатель

МБДОУ д/сад №28

Серикова Ольга Алексеевна

воспитатель

Кузубова Мария Дмитриевна

Внеклассное мероприятие

"Люблю тебя, мой край родной"

Учитель начальных классов МБОУ «Целинная средняя общеобразовательная школа» Светлинского района

Оренбургской области

Доронина Н.Н.

2012 год

Цель: Формирование элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о крае.

Задачи:

1. Развитие экологического сознания и мышления.

2. Формирование эстетического и эмоционально – ценностного отношения к окружающей среде, осознанного стремления к сохранению природы;

3. Воспитание чувство патриотизма и любви к малой Родине.

4. Развитие навыков поисковой исследовательской деятельности.

5. Поиск и изучение литературы и источников краеведения по данной теме.

Форма проведения: Классный час по краеведению: устный журнал

^ Учет возрастных особенностей : для младшего школьного возраста

Наглядность : Компьютерная презентация «Родные места», рисунки учащихся, сочинения по теме, выставка творческих работ, гербарий, карта Оренбургской области.

^ Подготовительная работа

Задания при подготовке к внеклассному мероприятию «Люблю тебя, мой родной»

1. Написать сочинение о нашем крае. (Материал подбирают самостоятельно)

3. Нарисовать рисунки «Природа нашего края», «Красота мира природы» и др.

4. Учащиеся собирают информацию о родном крае, используя при этом разные методы (беседы с местными жителями, беседа с работником библиотеки, полистать газеты, журналы). Узнать о животном и растительном мире нашего края и рассказать. (Оформить альбом, рисунки, выставку с творческими работами ребят, гербарий с растениями родного края.)

5. Приготовить конкурсы, подыскать стихи, игры.

6. Оформить презентацию и распределить выступления.

Предполагаемые результаты:

Изучение территории своего края, выявление тех черт природы, которые находят свое отражение в местных объектах и являются общими для всей территории Светлинского района, сбор природного материала для оформления гербария.

Если скажут слово “Родина”
Сразу в памяти встает:
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот…

«Люблю тебя, мой край родной!»

Всем добрый день! (Дети отвечают). Я рада видеть вас на нашем занятии. Посмотрите¸ пожалуйста, вокруг себя. Сколько сегодня пришло к нам гостей! Мы рады всех приветствовать в нашей Целинной школе, в нашем уютном классе! Улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи!

Есть, возможно, уголок красивей, (Лучихин С.)

Есть богаче, шире есть края,

Но из всей моей России

Ближе к сердцу Родина моя.

Если скажут слово “Родина”, (Голоктионов Иван)
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

- Ребята, какой теме мы сегодня посвятим наше занятие? (Родине).

Почему вы так решили?

А что такое Родина?

Нашу встречу мы посвящаем нашему посёлку. Хорошая тема для разговора. Россия, Русь, Отчизна, Родина, родной оренбургский край! У каждого человека он свой, но у всех нас есть единая страна, в которой мы живём. Это Россия! Она, как мать родная, для всех одна. Нужно беречь её и защищать её леса, поля, реки, животный и растительный мир. Рыбе – вода, птице – воздух, животным – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу, значит, охранять Родину”. У каждого человека есть уголок, который кажется ему особенно близким, - это край, где он родился. Для нас с вами родиной стал Светлинский район посёлок Целинный. Очень важно хорошо знать свой край. И сегодня любимому нашему краю мы посвящаем нашу встречу.

СЛАЙД №3

Сегодня мы развернём “живую” газету, в которой узнаем много нового о родном крае.

1 страничка РАЗМИНКА «Викторина»

Викторина « Знаешь ли ты свою малую Родину?»



  1. В каком районе мы живём?

  2. Как называется посёлок, в котором мы живём?

  3. В каком году был основан наш посёлок?

  4. Сколько рек в нашем посёлке? Назовите её.

  5. Назовите соседние населенные пункты нашего посёлка. (п. Светлый, п.Актюбинский, п.Восточный, п.Коскуль, п.Озерный, п.Степной, п.Тобольский, п.Спутник, Гостеприимный, Первомайский).

  6. Какими полезными ископаемыми богат наш район? (руда, медь, золото, кварциты, гранит, строительный камень. )

  7. Какие редкие растения, птицы и животные встречаются на территории нашего района? (ковыль, тюльпан; лебедь, орёл степной, дрофа, беркут)

  8. Перекличка улиц посёлка. Кто назовет больше названий улиц посёлка? (Советская, Воронежская, Молодёжная, Калинина, Первомайская, Гагарина)

А сейчас мы с вами проведём небольшую экскурсию по нашему посёлку.

СЛАЙД №4


  1. Что значит название нашего посёлка «Целинный» ?
СЛАЙД №5

Издавно считалось, что в степи хлеб не родится из-за непригодности земли и суровой Уральской погоды. Поэтому землю не пахали столетиями. В степях Оренбуржья шумел ковыль. Земля, которая не пахалась долго, называется как? (Целина)

В 1954 году на призыв государства осваивать необжитые земли откликнулись более 1.5 млн. девушек и юношей. Много такой земли было вспахано и в нашем Светлинском районе. На полях нашего посёлка выращивали многие виды зерновых культур. Пшеница Оренбургской области считается самой лучшей в стране. Оренбургская область награждена двумя орденами ЛЕНИНА. Орден Ленина - это высшая награда Родины. За какие заслуги Оренбургская область награждена двумя орденами Ленина? (За поднятие целины и высокие урожаи хлеба).

А теперь я вам предлагаю сыграть в игру, в которой мы узнаем, «Как к нам на стол приходит хлеб?». Вам коллективно нужно собрать цепочку из слов, прочтя которые стало бы понятно, «Как к нам на стол приходит хлеб».

СЛАЙД №6

(отбор семян – подготовка поля – посев зерна – обработка поля – сбор урожая – элеватор – пекарня – магазин

А что ещё можно получить из пшеницы? (ответы детей).

^ ЧЁРНЫЙ ЭКРАН

2 страничка ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ (Карта Оренбургской области).

Ребята, а кто из вас знает, что изучает наука География? (География – это наука о форме, строении Земли).

Мы беседовали с учителем географии нашей школы Куламановой Сарой Тажгалиевной, и вот что она нам рассказала:

Целинный расположен в 10 км западнее районного центра - посёлка Светлый , на левом берегу реки Буруктал . Рядом с нашим посёлком проходит ветка железной дороги. Посёлок Целинный образован в 1954 году . Ранее он назывался совхоз Адамовский, затем- совхоз имени 60-летия СССР.

Население посёлка составляет _____ человек.

В посёлке работает отделение Сбербанка, Почта, Школа, Сельский Совет. В Целинном 16 улиц.

Нашей следующей страничке мы посвящаем стихотворение: (Бушуева Лолита).

^ Посмотри мой юный друг! Что находится вокруг?

Небо светло-голубое, Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает,

Поле речка и трава. Горы, воздух и листва,

^ Птицы, звери и леса. Гром, туманы и роса.

Человек и время года. Это все вокруг – природа

3 страница ПРИРОДОВЕДЧЕСКАЯ

Мы посетили нашу центральную библиотеку, с целью собрать материал о природе Светлинского района. В этом нам помогла библиотекарь Земскова Светлана Николаевна. Мы взяли у неё интервью и сейчас предлагаем его вашему вниманию:

СЛАЙД №7 (интервью)

Интересно? А теперь проверим, насколько вы сейчас были внимательны.

СЛАЙД №8 (слайд-шоу)

Дети называют животных и растения нашего края

Ученики нашего класса подготовили рисунки. И сейчас они их представят вашему вниманию:

(Представление и демонстрация рисунков).

Ребята, вы любите отдыхать на природе?

. Конкурс «Правила поведения на природе» (жетончики за правильные ответы)

Какие правила поведения надо знать?

Участники по очереди говорят правила поведения на природе. Например:

Никогда нельзя пробовать незнакомое растение, оно может быть ядовито.

Нельзя шуметь, т. к. можно нарушить нормальную жизнь обитателей природы.

Нельзя рвать цветы, зная, что никогда не поставишь их в вазу (ведь домой еще не скоро).

Нельзя ходить с непокрытой головой на солнце, может случиться солнечный удар.

Нельзя купаться, если водоем незнаком - там могут быть воронки и глубокие места, обрывы, стекла, камни и коряги на дне.

Нельзя пить некипяченую воду из открытого водоема.

Нельзя ломать кустарники, маленькие деревья, ветки.

Нельзя ловить бабочек, жучков и других мелких обитателей леса, и т.п.

Надо понимать, что на природе мы должны вести себя так, чтобы оставить как можно меньше следов своего пребывания, чтобы не почувствовали на себе ни деревья, ни травы, ни звери, ни птицы наши следы.

Игра «Приветствия» (Разминка ).

Мы с вами живём в сельской местности и каждый день встречаемся с животными. Я сейчас буду рассказывать, а вы подражать голосам животных. Попробуем?

Вышли мы на окраину нашего посёлка и встретили корову (му-у-у). Недалеко паслась лошадь… (и-го-го). Переходили дорогу гуси… (га-га-га). В маленьком озерце плавали утки… (кря-кря-кря). На краю леса жевала траву коза (бе-е-е). В лесу, на поляне паслись кабанчики (хрю-хрю). Возле дома был рад встрече со мной пёс Барбос.(гав). А дома меня ждал мой друг кот Васька (мяу).

Муз. физкультминутка

Следующей странице нашего журнала мы посвящаем стихотворение: (Адаева Люда).

^ На нашем шарике земном, Где мы родились и живем,

Где в травах летняя роса. И голубые небеса,

Где пруд, река, озера, лес, Полно таинственных чудес

В природе все удивительно, надо уметь только увидеть это.

^ 4 страница ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ

Ребята, а кто такие – геологи? Геолог - это специалист, занимающийся выявлением и оценкой месторождений полезных ископаемых, а также изучением других особенностей земных недр.

Наш Светлинский район богат полезными ископаемыми: рудой, медью, золотом, кварцитами, гранитом, строительным камнем.

СЛАЙД №9 (слайд-шоу)

5 страница ЛИТЕРАТУРНАЯ

Открываем следующую страницу нашего журнала, в которой мы услышим стихотворения наших оренбургских поэтов. (Исаев Никита, Мосеева Елена)

Алексей Клименко МОЕ ОРЕНБУРЖЬЕ

Смотрю на журавлей я,
Печаль уж не тая....
Нет ничего святее
Тебя, моя земля!

Открыта в детство дверца
От дивной той земли,
Достали аж до сердца
Седые ковыли.

Папахи там и бурки
Казаческих полков,
Платок тот оренбургский
Волшебней всех платков.

В краю том всё бывало,
Но жив уральский нрав,
В звучании Урала
Мне слышится: «Ура!»

^ Тюльпаны (Иван Пчёлкин)

Возвращаются тюльпаны
Снова раннею весной,
Разольются морем ярким
На планете голубой.
Я хочу, чтоб их не рвали,
Люди берегли цветы,
На тюльпаны лишь смотрели,
Как на символ красоты.

6 страничка ЛЮБОЗНАТЕЛЬНАЯ

^ СЛАЙД №10

А знаете ли вы, что:

1.Оренбургская область - это прекрасная земля, где в степях растет пушистый ковыль,

16. Самый крупный искусственный водоем Оренбуржья - Ириклинское водохранилище.

7 страница ЗНАТОКИ

А теперь мы проверим, как вы были внимательны на нашем занятии.


  1. Кто может показать на карте наш посёлок?

  2. Как называется район, в котором мы живём?

  3. Как называется область, в которой мы живём?

  4. Перечислите посёлки нашего района.

  5. Какими животными богат наш край?

  6. Какими растениями богат наш край?

  7. Какие полезные ископаемые залегают на территории нашего района?

  8. Каким памятником природы известен всей России наш район?
- Вы - потомки первоцелинников. Ваши прадеды поднимали целину, выращивали хлеб, строили поселки и города, заводы и школы, клубы и дворцы культуры. Низкий поклон им за их трудовой подвиг!

Как вы должны относиться ко всему, что создали и построили своими трудовыми руками ваши прадеды? (Беречь поселок! Беречь воду, свет, природу! Соблюдать чистоту и порядок в поселке, каждый возле своего дома.)…

Мы живем на Оренбургской земле. Мы можем гордиться своим краем! Почему? Давайте еще раз быстро перечислим, чем же славится Оренбургская область?

Дети: Хлебом! Поднятой целиной! Пуховыми платками! Нефтью! Газом! Полезными ископаемыми! Двумя орденами Ленина! Героями труда! Городами и поселками, которые построили первостроители целины! Школами и детскими садами! Ириклинским водохранилищем! Рыбой!

Я рада, что вы любите и знаете свой родной край. Это значит, что вы - настоящие граждане своей страны России. Конец занятия. Спасибо всем!

Использованная литература.


  1. Захлебный А.Н. Суравегин И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. Москва Просвещение 1984 год.

  2. Журнал Начальная школа № 7 1990, №4 1997, №4,5 1995, №7 1991.

  3. Ю. Дмитриев Книга природы Научно-художественное издание М. Детская литература, 1990 год

  4. Красная книга РТ Издательство Природа Казань 1995

  5. Интервью с Земсковой С.Н., библиотекарь сельской библиотеки.

  6. Личные наблюдения за объектами природы и исследования.

  7. Материалы из сельского совета местного поселения.

Мария Медведева
Беседа по краеведению в средней группе на тему «Моя семья»

Цель : привлечь внимание детей к их семье , учить любить семью , вызвать интерес к родословной, желание рассказывать о своих предках.

Оборудование : фотографии детей, фотоальбом, семейная родословная, открытка.

1. Организационный момент.

Сегодня мы поговорим о вас, с кем вы живёте и где.

2. Беседа о семье .

Все вы знаете своё имя, фамилию. Знаете ли вы, как называют людей, живущих в одном доме, квартире? (Семья , семейство, домашние)

Сколько человек в вашей семье ?

Кто самый старший в вашей семье ?

Кто самый младший в вашей семье ?

Сколько человек в вашей семье ?

3. Рассказ воспитателя о семье .

Родители и дети – это ваша маленькая семья . У вас есть и большая семья , в неё входят ваши бабушки, дедушки, тети и дяди. Бабушки, дедушки, тети и дяди могут жить в других домах, других городах и даже странах, но всё равно это ваши родные, родственники – это ваш род. Иногда на большие праздники родственники собираются вместе, всем бывает приятно и весело. Родственники немного похожи друг на друга. Кто- то из вас похож на маму, кто- то на бабушку или тётю.

4. Беседа о родственниках .

Кто такие бабушки?

Кто такие дедушки?

Кто такой дядя?

Кто такая тётя?

Дети, кто из вас может назвать свои семейные праздники?

Как они у вас проходят?

Как вы к ним готовитесь?

5. Рассматривание семейного фотоальбома.

У каждого из вас дома есть семейный альбом. Попросите своих родителей, бабушек или дедушек показать его вам и рассказать о себе и о ваших родных. Послушайте рассказы и вы узнаете много интересного.

6. Физкультминутка.

«Кто у нас живёт в квартире»

7. Пословицы и поговорки о семье .

1. В семье дружат – живут не тужат.

2. Нет лучше дружка, чем родная матушка.

3. В хорошей семье хорошие дети растут .

4. Родители трудолюбивы – и дети не ленивы.

5. Жалей отца с матерью, других не найдёшь.

8. Рассказ воспитателя о родителях.

Родители – самые родные для вас люди. Нужно слушать родительское слово, ласковое или требовательное, надо расти послушными детьми. Сколько разных дел ваши мамы успевают сделать за один только день! Рано утром – приготовить завтрак, убрать со стола, проводить вас в детский сад, а братишку или сестрёнку - в школу. Много часов провести на работе. Ещё мама успевает зайти в магазин и приготовить ужин, навести в доме порядок, почитать или поиграть с вами, потом ещё и постирать, пошить и повязать. Ни одна сказочная волшебница не успела бы переделать за один день столько дел! Может быть, мама со всеми этими делами и не справилась, если бы ей не помогали папа и остальные домашние.

Папа у вас добрый, умный, образованный. Про всё на свете знает. Про разные страны и про рыб, а иногда даже умеет жарить яичницу – глазунью. Вот какие удивительные люди живут – поживают в ваших семьях . Будьте, пожалуйста, ласковы и добры с близкими людьми, проявляйте внимание и заботу, делайте это от души. Не огорчайте маму, папу, бабушку и дедушку.

9. Стихи для родителей. (Дети рассказывают стихи) .

10. Рассказ о родословном древе.

Дети, а как зовут ваших бабушек?

Кто они по профессии?

Можете ли вы назвать имя своей прабабушки?

Откуда она родом?

Кем были её родители?

Очень жаль. Ведь мы с вами не появились на свет сами по себе. Все мы ветви и листья огромного человеческого дерева. В старину его называли родословным деревом. С родословным деревом вам не справится, а вот с гирляндой вы справитесь. Вместе с родителями напишите на полосках бумаги своё имя, имя мамы, сестры, брата, бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки, если знаете. Каждую полоску склейте в колечко, а колечки соедините в гирлянду – получится родословная, у каждого своя, неповторимая.

11. Итог занятия.

Какие имена вы напишите?

Чьи это имена?

О ком мы сегодня говорили?

Кто живёт в вашей семье ?

Публикации по теме:

КОНСПЕКТ образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе На тему: "Моя семья" Цель: Формирование представлений.

НОД в старшей группе. Тема: «Знай и люби свой город»

Киселёва Светлана Михайловна воспитатель, МДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей «Березка» № 80 г. Комсомольск на Амуре
Описание:
Предлагаю конспект НОД по краеведению для детей старшего дошкольного возраста по теме "Знай и люби свой город". Данный материал рекомендую воспитателям старших дошкольных групп.
Цель: Обогащать и закреплять знания детей об истории родного города.
Программные задачи:
Обогащать и закреплять знания детей о родном городе (историческое прошлое, современный город, его достопримечательности).
Способствовать развитию мышления в процессе сравнения города в прошлом и настоящем, памяти при разгадывании кроссворда.
Развивать диалогическую речь детей в процессе совместной беседы.
Развивать координацию движений в подвижных играх.
Воспитывать интерес и уважение к истории города, любовь к малой родине.
Оборудование и материалы:
макеты: «Машина времени», пароход «Колумб», памятный камень, кубики, узкая доска для подвижных игр, фотографии, кроссворд, строительный материал для имитации костра, ноутбук (или мультимедиа)

Макет «Машины времени», на котором изображены флаг и герб г. Комсомольска-на-Амуре
Пока произносятся слова, воспитатель открывает макет корабля с названием «Колумб»
Макет памятного камня (или его изображение на ватмане)
Слайд или фотография.
Слайд с изображением тайги
Слайд или фотография «Палаточной улицы»
Слайд «Деревянные избы»
Имитация костра
из строительного материала.
Смена слайдов о строительстве города
Кроссворд
Слайд с изображением современного города.
Фотографии с видами города
1 часть – вводная
Воспитатель: - Сегодня мы собрались с вами, чтобы погулять по нашему городу. Но прогулка будет необычная, я бы сказала – сказочная. Сказочная, потому что нам сегодня подарили «Машину времени». Давайте попросим «Машину времени» показать нам
прошлое.
Дети с воспитателем нажимают кнопки на «Машине времени», раздаётся звуковой сигнал, «Машина» выдаёт два варианта ответа:
1) Послушать рассказ о нашем городе.
2) Отправиться в путешествие во времени и самим узнать, с чего начинался наш город.
Воспитатель: - Какой вариант вам больше нравится?
(дети предлагают варианты, воспитатель поощряет выбор детьми второго варианта – путешествия во времени)
Воспитатель: - В пути нам понадобится внимание, хорошая память, ведь не каждому удаётся совершить путешествие во времени. По возвращению мы сможем рассказать о том, что мы видели, узнали нашим родителям, детям из других групп, друзьям. Вы готовы отправиться в путь? Тогда закрываем глаза и произносим слова:
«Палатка, землянка, тайга,
Мошки и ночь у костра.

В историю, «Машина», нас перенеси!»
2 часть - основная
Воспитатель: - Где мы с вами оказались? (ответы детей) Мы неслучайно с вами оказались на пароходе. Ведь первостроители города – комсомольцы прибыли на пароходах, один из которых назывался «Колумб». Они высадились на левом берегу реки Амур. В память об этом событии на берегу нашего города установлен памятный камень. Давайте прочитаем, что написано на этом камне.
Воспитатель: (читает надпись).- Значит мы на правильном пути. Но впереди болото.
Подвижная игра «Перейди болото по кочкам» (дети перебираются по «кочкам» - кубикам)
- А дальше совсем узкий мостик. Давайте переберёмся по нему на другую сторону.
Игровое упражнение «По мостику» (ходьба по узкой доске)

Воспитатель : - Ребята, трудно было переходить по мостику? (ответы детей) В то время не было асфальтовых дорог, они выкладывались досками и назывались – тротуары.

Воспитатель: - Вот мы и попали в глухую тайгу, точно так же как и первые строители города. А где же жить, укрыться от дождя и ветра, мошки и комаров? (предположения детей)

Здесь нет ничего вокруг. Стали комсомольцы ставить палатки это было первое жильё строителей. (Воспитатель обращает внимание детей на расположение палаток в ряд, как дома на улице).

Воспитатель: - Ребята, что это за дома? (ответы детей)
- Оказывается, до строителей нашего города здесь уже жили люди... Хотите я вам расскажу? Тогда давайте присядем отдохнуть вокруг костра и погреться, как делали это первостроители после тяжёлого трудового дня. Разведём костёр?... (дети усаживаются вокруг «костра»)
Рассказ воспитателя.
Читает отрывок из стихотворения «Моему городу» Л.Андреева
- Там, где нынче высятся кварталы
Из металла, камня и стекла,
Только горстка домиков стояла
Старого таёжного села.
Город наш был основан на месте села Пермское и нанайского поселения «Дзёмги». (в переводе с нанайского – берёзовая роща). Строительство нашего города началось с больших заводов самолётостроения и кораблестроения. Вокруг заводов выросли посёлки, где жили строители, рабочие, военные, архитекторы – все те, кто участвовал в строительстве. Трудно было первостроителям. Вот как они об этом вспоминают (чтение отрывка из стихотворения П.Комарова «Начало города»)…
Я припомнить всего не смогу
Про костры на ночном берегу
Про тайгу, что шумела вчера,
И про первый удар топора.

Это – чёрные гари во мгле
И постель на промокшей земле.
Это наш балаган у реки
И зелёные тучи мошки.

Я припомнить всего не смогу
Про землянки в декабрьском снегу.
Было страшно идти, не солгу.
В нелюдимую эту тайгу…
Название нашему городу дали в честь комсомольцев – первостроителей, а жителей нашего города называют – комсомольчане. Потом стали строить детские сады, школы, поликлиники, музеи, дворцы, больницы, вокзалы. Вырос большой и красивый город.

Нам пора возвращаться, но «Машина времени» перестала работать. Её смогут зарядить наши знания.

Разгадывание кроссворда

1. (по горизонтали) Какой памятник стоит на месте высадки первостроителей?
1. (по вертикали) В честь кого город носит название Комсомольск – на – Амуре?
2. Название реки, на которой построен наш город.
3. На месте какого села был основан наш город?
4. Название парохода, на котором прибыли первые строители нашего города.
5. Как называют жителей нашего города?
6. В чём жили первые строители города?
7. Коренные жители Приамурья.


Раздаётся звуковой сигнал.
Воспитатель: - Ваши знания пригодились, помогли заработать «Машине времени». Мы отправляемся в настоящее нашего города. Закроем глаза и произнесём слова:
«Палатка, землянка, тайга,
Мошки и ночь у костра.
Скажем мы все: «Раз, два, три!
В настоящее города нас перенеси!»
Воспитатель:
- В этом городе мы родились.
Нам в нём жить,
И историю нашу хранить.
Наши улицы, парки, дома
Полюбили мы навсегда!
Беседа по фотографиям
Вопросы к детям.
- Какой же наш город сейчас?
- Изменился ли наш город с тех пор? Как изменился?
- Какие места вам знакомы?
- В честь кого установлены эти памятники?
- А на каких улицах живёте вы?
- На какой улице расположен наш детский сад?
(Дети называют знакомые улицы, площади, памятники. Сравнивают город в прошлом и настоящем. Воспитатель уточняет и дополняет ответы детей.)
3 часть – заключительная
и выход в совместную деятельность
после занятия.
Воспитатель: - Ребята, мы побывали с вами в прошлом и настоящем нашего города. Где вам показалось лучше и почему? Что больше запомнилось, и что вы расскажете дома родителям о сегодняшнем путешествии во времени?
(ответы детей)
Воспитатель: - Давайте попросим «Машину времени» показать нам будущее города. Закрывайте глаза и произнесём слова:
«Палатка, землянка, тайга,
Мошки и ночь у костра.
Скажем мы все: «Раз, два, три!
В будущее города нас перенеси!»
Звучит звуковой сигнал.
Воспитатель: - «Машина времени» просит помощи у нас. Ведь в будущем городе будете жить вы… Каким вы его себе представляете? Какие будут дома, машины...? Давайте нарисуем наш «Город будущего».

Презентация на тему: Люби и знай свой город

Мероприятие в дополнительном образовании. Беседа с юными краеведами "Люби и знай свой край".

Вступительная часть
«Любовь к родному краю, знание его истории -
основа, на которой только и может осуществляться
рост духовной культуры всего общества.
Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни.
Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней».
Д.С. Лихачёв

Ход занятия.

Дорогие ребята! На сегодняшнюю встречу приехали те из вас, кому интересна история нашей Родины, большой и малой, кто увлечён краеведением. А как вы понимаете слова «Краеведение», «краевед»? (ОТВЕТЫ: изучать историю края, сохранять в памяти, заботиться о сохранении музеев, объектов, умножать и пополнять имеющееся для будущих поколений)
Спасибо. Заметно, что здесь нет случайных и равнодушных людей. На сегодняшней встрече нельзя не упомянуть имя цитату Дмитрия Сергеевича Лихачёва, советского и российского филолога, историка русской культуры, академика РАН: «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки». Я хотела бы добавить только то, что Краеведение – это направление научной и творческой деятельности, где могут успешно работать как профессиональные учёные, так и юные любители. Даже школьник может совершить открытие, касающееся истории семьи, села, района, края. Даже первоклассник может создать, нарисовать простейшее родословное древо.
Кто лучше вас сможет узнать историю своей семьи. Маститым ученым не хватит на это время, ваши родители в большей степени озабочены сегодняшним днём, а так же вашим будущим. Но учёные, педагоги готовы помочь подрастающему поколению своими советами, своими научными трудами и рекомендациями. А родители, конечно, будут рады принять участие в ваших исследованиях: подберут фотографии, подскажут знающих людей, многое вспомнят и расскажут.
Кто, кроме нас сможет заинтересованно и ярко рассказать о том, как жили наши деды и прадеды, как работали и воевали, как строили свои дома, какие песни пели, какими ремёслами занимались, о чём думали, мечтали?
Согласитесь, есть среди наших ровесников и такие, которые не считают краеведение интересным, нужным. Им невдомёк, что каждое поколение, в том числе и мы с вами, пишет очередную страницу в историю! И если мы этого не сделаем, то в истории будет пробел…
Разумеется, чтобы стать краеведом не на словах, а на деле вы должны научиться наблюдать, проводить обследование природных, культурных, исторических объектов, совершать экскурсии и походы по родному краю, проводить значительное время в библиотеках, работать с семейными архивами и, возможно с документами государственных архивов, смотреть телепередачи, проводить опрос населения, составлять анкеты, осуществлять переписку с земляками, встречаться со старожилами и интересными людьми. Но всё это стоит того. Ведь вы напишете ещё одну страницу в историю родного края, и получите при этом огромное удовольствие. Вы многое увидите и узнаете, обзаведётесь новыми друзьями.
Сегодня мы с вами подумаем, что и как можно сделать, чтобы этого не случилось. Наша встреча будет состоять из 4 блоков:
Люби и знай свой край!
Литературное Прибитюжье
Умей родство счесть…

«Скажи, какой ты след оставишь?
След, чтоб вытерли паркет
И посмотрели косо вслед?
Или … незримый прочный след
В чужой душе на много лет?»

Люби и знай свой край!
«Мы любим родные места не за их богатство,
а за то, что они прекрасны,
что эта обыкновенная земля –
часть нашей Родины»
К. Паустовский
1. Лекция –презентация с элементами беседы:
- Нужно ли, на ваш взгляд, изучать историю родного Края?
- Почему вас интересует история Воронежской области и Аннинского района?
- Какая краеведческая литература есть в вашей библиотеке? Что вы уже читали или знакомились?
-С какой целью вы обращаетесь к литературе краеведческого характера?
- Чем на ваш взгляд славен Воронежский край и Аннинский район?
2. Лекция с презентацией «Чем славится Воронежский край?»
Тезисы:
Самым ценным ресурсом нашего края являются черноземные почвы, которые занимают основную часть территории региона. В северной половине области распространены мощные черноземы. Они занимают почти половину территории. Толщина их слоя достигает одного метра. Большое содержание перегноя, который образовался из остатков погибших животных и растений на протяжении многих тысячелетий, способность почвы при обработке рассыпаться на мелкие комки делают черноземы весьма плодородными. В такую почву легко проникают и задерживаются в ней вода и воздух. Мощные черноземы являются наиболее ценными в хозяйственном отношении и признаны лучшими в мире.
Черноземные почвы – это дар природы, и его надо разумно использовать и охранять!
Леса. Растительный покров края характеризуется большим разнообразием. Почти каждый десятый гектар поверхности занят лесами. Самым распространенным деревом наших лесов является дуб. Наиболее старые и крупные дубравы Воронежского края – это Шипов и Теллермановский леса.
На востоке нашей области раскинулся живописный Теллермановский лес. Он тянется по правому крутому берегу рек Вороны и Хопра почти на сорок километров. Главной породой является дуб. Кроме дуба, в лесу растут вяз, ясень, ольха, осина, ветла, тополь, береза, липа. Есть здесь и лиственница – дуб севера, как ее иногда называют за твердость и прочность древесины. Теллермановский лес является непреодолимой преградой на пути ветров-суховеев. Он сохраняет в почве большое количество влаги и поддерживает полноводность протекающих рядом рек.
Усманский и Хреновской боры. Территорию нашего края украшают не только дубравы, но и сосновые леса, или боры. Наиболее богатыми и красивыми являются Усманский и Хреновской. В них сохранились участки, где можно встретить двухсотлетние сосны высотой до сорока метров. В этих вечнозеленых лесах встречаются деревья и лиственных пород – дуб, липа, тополь, береза, осина.
Реки. В Воронежской области более восьмисот рек и речек. Самой большой рекой является Дон. Есть и озера. Они расположены в основном в поймах рек. Многие из них объявлены памятниками природы. Главная река области – Дон. В него впадают реки поменьше. Наиболее крупные из них – Воронеж, Битюг, Ведуга, Девица, Икорец, Черная Калитва, Тихая Сосна. Получив запасы воды, Дон в нижнем течении щедро отдает их Цимлянскому водохранилищу. Из него донские воды вливаются в Азовское море.
Но в области есть такие пространства, где редко встретишь естественные водоемы. Поэтому еще в прошлом столетии люди начали сооружать пруды. Всего в области насчитывается около двух тысяч прудов. Самым крупным искусственным водоемом является Воронежское водохранилище. Его длина – 35 километров, ширина около двух километров. Площадь 70 квадратных километров.
"Воронежское море"
«Воронежское море», разделяющее город Воронеж на левый и правый берег, названо морем за его размеры: длина водоема около 30 километров, ширина – около 2 км, средняя глубина около 2,9 метров. Это водохранилище на реке Воронеж было построено в 1972 году, и стало первым в истории нашей страны рукотворным водоемом таких масштабов в черте города.
В недрах Воронежской земли обнаружено немало полезных ископаемых:
-Павловский гранит,
- Семилукские огнеупорные глины и кирпич,
- Кантемировская и Бутурлиновская охра, которая является ценным сырьем для красок,
- В Подгоренском, Калачеевском, Бутурлиновском, Лискинском районах имеются большие запасы писчего мела высокого качества,
- В нашей области широко распространены песчаники и мергели. Мергель – это смесь известняка с глиной; залегает он на небольшой глубине, а иногда выходит на поверхность. С помощью мергеля производят цемент, черепицу, гончарные изделия.
- В районе селя Белая Горка Богучарского района обнаружена минеральная вода. По своему составу и лечебным качествам она соперничает с водами многих известных курортов нашей страны. Эта вода источника по своему составу является единственной в России, повторяющей свойства всемирно известных источников Висбадена (Германия) и Крейцнаха (Пруссия).
Рамонская свистулька
Знаменитые глиняные свистульки, сувениры, игрушки, декоративные сосуды и блюда, копилки и многое другое прославили Рамонский район далеко за пределами России. Места эти давно известны мастерами, которые лепили из здешней глины «нехитрую забаву, детскую потеху» – так говорили здесь об игрушках-свистульках.
В связи с этим в Рамони появился уникальный музей керамики, в котором можно узнать, во что играли дети тысячи лет назад, увидеть творения местных мастеров.

Родина орловского рысака

Село Хреновое Бобровского района известно во всём мире тем, что в конце XVIII - начале XIX века на Хреновском конном заводе был выведен Орловский рысак – знаменитая русская порода лошадей с наследственной способностью к резвой рыси* (рысь – походка лошади, при которой она поочерёдно переставляет пары ног, расположенных по диагонали).
Воронежский народный костюм
У каждого народа мира есть свои особенности и отличия в национальном костюме. Традиционная русская одежда, несмотря на ее разнообразие, делилась на две группы: северновеликорусских губерний и южновеликорусских.
На территории Воронежской губернии преобладал южновеликорусский тип, но со своими местными особенностями, причем различия могли быть даже в пределах одного села..
В народном костюме каждая деталь и каждый цвет всегда символические. В воронежском народном костюме обязательно присутствуют три цвета – белый, красный и черный. А черный цвет – цвет земли и покоя – считается любимым в Воронежском крае, потому что символизировал еще и чернозем. Линейно-геометрическая вышивка, наиболее используемая фигура - ромб, нагрудные, височные, ушные, ручные, наспинные и поясные украшения, самым распространенным нагрудным украшением был «гайтан», к которому привязывали косточку от куриного крыла – оберег от несчастий. Таков наш народный костюм.

Воронежская «Катюша»
Долго сохранится в памяти нашего народа грозное оружие Великой Отечественной войны – реактивные установки, известные под ласковым именем «Катюша». Первые реактивные установки, в официальных документах называемые БМ-13, были изготовлены на Воронежском экскаваторном заводе имени Коминтерна
В память об этом одна из них установлена на высоком каменном постаменте на территории Воронежского экскаваторного завода им. Коминтерна.
Интересно, что существует несколько версий, почему реактивные установки БМ-13 стали называться «катюшами». По одной из них, поводом для такого названия послужила буква «К», значившаяся на заводских этикетках, крепившихся на всей продукции завода им. Коминтерна, в том числе и на минометах. По другой версии, установка стала именоваться по названию популярной в военное время песни Матвея Блантера на слова Михаила Исаковского «Катюша».

Штурмовик Ил-2
Этот самолет конструкции С.В. Ильюшина признан в годы Второй мировой войны лучшим штурмовиком в мире. Его называли «летающим танком»
Мощь воронежских штурмовиков гитлеровцы особенно почувствовали во время битвы под Москвой зимой 1941 года. Именно оттуда пошла громкая слава этого самолета, именно после Московской битвы фашисты стали называть Ил-2 «черной смертью». В память о трудовом подвиге рабочих и инженеров Воронежского авиационного завода Ил-2 установлен на вечную стоянку на площади перед заводом.
Государственный академический Воронежский русский народный хор им.К.И.Массалитинова
История создания Воронежского народного хора, созданного композитором, собирателем народных песен Воронежской области Константином Ираклиевичем Массалитиновым, связана с нашим Аннинским районом. Именно в Анне он был создан первоначально в январе 1943 года. Именно наши лучшие народные певицы и певцы стали основой хора. С первых дней своего существования хор оказался тесно связанным с военной жизнью. Он стал один из самых любимых хоров в народе. За свою многолетнюю историю коллектив Воронежского русского народного хора неоднократно выезжал за рубеж и побывал с концертами более чем в 45 странах. С хором тесно связаны судьбы солистов: талантливой исполнительницы и автора многих частушек и песен Марии Николаевны Мордасовой, старотойденской собирательницы сказок Анны Николаевны Корольковой.

Воронежские конфеты
Фирменные конфеты Воронежской кондитерской фабрики: «Воронежские», «Песни Кольцова», «Никитинские» - известны далеко за пределами нашей области и даже страны.
История производства сладостей в Воронеже берет свое начало в далеких 1870-х годах и неразрывно связана с именами принцев Ольденбургских. Принцесса Евгения Ольденбургская очень любила сладости и сама руководила реконструкцией завода и подбором специалистов. Продукция фабрики с самого начала славилась высоким качеством по всей России и была отмечена самыми высокими наградами на выставках в Лондоне, Париже и Брюсселе.
В наше время на фабрике выпускают огромное количество разных сладостей: конфеты, карамель, вафли, зефир, печенье, мармелад, - которые известны и любимы не только в нашей области и во всей России, но и в других странах мира.
Воронежская матрешка
Матрешка – деревянная игрушка, ставшая символом нашей страны и одним из самых любимых сувениров.
В зависимости от места изготовления, куклы отличаются друг от друга формой и росписью. Около 50 лет назад в нашем крае появилась своя, воронежская матрешка. Создательницей и, как называют ее в народе, «мамой воронежской матрешки» стала Елена Геннадиевна Матвеева.
Интересно, что до сих пор точно не известно, почему куклу стали называть матрешкой. Самой распространенной является версия, что игрушка названа женским именем. Одни историки считают, что имя «матрешка» произошло от любимого и распространенного на Руси имени Маша, Маня, а другие – от женского имени Матрена, Матреша.
Художественные промыслы Воронежской области
Воронежская земля издавна славилась своими мастерами: вышивальцами и кружевницами, бисероплетельщицами, резчиками по дереву и гончарами. Воронежская глиняная игрушка, ковры, кисеты, сумочки, гайтаны полотенца, рушники, скатерти, покрывала славились по всем губерниям.
Новохоперский, Поворинский, Грибановский район были известны далеко за пределами области пуховыми платками.
Известно, что в середине 20-х годов XX века в одной только новохоперской Русановке женщины вязали около 8 тысяч платков в месяц.
Ковроделием и художественным ткачеством славились села Павловского, Острогожского, Богучарского, Рамонского, Бобровского, Новохоперского, Бутурлиновского районов. Изделия расходились по всей России и закупались в другие страны. Особую славу приобрели знаменитые ковры из Елань-Колено.
Керамическое производство было известно глиняной посудой, кирпичами, черепицей и игрушкой. В начале 20 века в нашей губернии насчитывалось более 200 гончарных заводов. Наибольшее их число было в Семилукском, Рамонском. Калачеевском, Хохольском районах.
В Павловском, Бобровском, Борисоглебском, Новоусманском, Бутурлиновском районах – была развита деревообрабатывающая промышленность и художественная резьба по дереву.

Воронеж – город воинской славы.
Город воинской славы- почётное звание Российской Федерации, присваиваемое отдельным городам Российской Федерации «за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества». Положение об условиях и порядке присвоения почётного звания Российской Федерации «Город воинской славы» утверждено указом президента Российской Федерации в конце 2006 года. В настоящее время 45 городов носят это высокое звание.
6 февраля 2008 г. Воронеж пополнил ряды городов, носящих звание «Город воинской славы». Это почетное звание присваивается лишь тем городам, на территории которых или в близости происходили ожесточенные бои с немецкими захватчиками, где защитники Отечества проявили храбрость, мужество и героизм.
Воронеж сыграл немалую роль в переломных сражениях Отечественной войны. 212 дней велись ожесточенные бои на территории и близлежащих окрестностях. Город был практически разрушен, но немцам не удалось полностью его захватить – левобережную часть отстаивали советские войска. 25 января город был освобожден от фашистских захватчиков. И неизвестно, каким был бы исход Сталинградской битвы, если бы город оставался под немецкими оккупантами.
Воронеж – колыбель русского военного флота.
В конце XVII столетия окрепшее государство Русское начало борьбу с Крымским ханством и Турцией за исконные русские земли и выход к морю. Для овладения крепостью Азов, которая закрывала Росси выход в Чёрное море, Петр I в 1695 году совершил легендарный поход, но воинам не удалось овладеть вражеской крепостью, и в Азовском море беспрепятственно плавал турецкий флот. Поэтому для овладения Азовом Российскому государству был нужен мощный военный флот. Именно в Воронежской губернии было решено сооружать парусные военные корабли. В течение 15 лет на верфях у села Таврова возле устья реки Воронеж и у города Павловска, где Осередь впадает в Дон, строились корабли. К весне 1696 года были готовы два крупных военных корабля и несколько мелких. За 15 лет было построено 250 кораблей разного типа. И только через несколько лет создание флота началось также на Балтийском море, но Воронежский край по праву считается колыбелью русского военного флота.

2. Практикум «Памятные и достопримечательные места Аннинского района»
Ребята, предлагаю подумать и вспомнить, что бы вы отнесли к памятным достопримечательностям нашего района. Кто будет мне помогать в оформлении наших предложений? Предлагаю такие разделы: природные ресурсы, гидрологические памятники, памятники истории и культуры, достопримечательные места района, интеллектуально-нравственные ценности. Кто первый?

Предполагаемы ответы иллюстрируются презентацией.
1. Природные ресурсы:
Чернозёмы
Леса.
Реки: Битюг, Тойда, Курлак, Токай, Анна
Пруды,
Парки и скверы
2. Гидрологические и лесные памятники природы:
Озеро Бабье у с. Бабинка,
Участок реки Битюг от п. Анна до с. В. Тишанка,
ценные лесные культуры по правому берегу р. Битюг у с. Васильевка,
дендропарк.
Родники: Холодный Ключ, Мокрая Вершина, Захаров колодец, Отряд, Голубой ключик, Святой колодец, Студёный, Ключ, Мосоловский, Монастырский колодец, Сеземовский.

3. Памятники истории и культуры:
Христо-Рождественский храм, построенный в 1899 году,
Храмы, церкви, приходы в сельских поселениях,
Железнодорожная ветка «Графская – Анна» и здание Железнодорожного вокзала, построенные в конце 19-начале 20 века супругами Барятинскими,
Старое здание больницы, построенные в конце 19-начале 20 века супругами Барятинскими,
Спиртовый завод, построенные в конце 19-начале 20 века,
Садовский сахарный завод,
Здание бывшего флигеля для прислуги, построенные в конце 19-начале 20 века супругами Барятинскими,
Здание, где в годы Великой Отечественной войны располагался штаб Воронежского фронта

4. Достопримечательные места Аннинского района:
Мемориальный комплекс в память землякам - аннинцам, погибших в годы Великой Отечественной войны,
Памятник женщинам - вдовам, матерям, вынесшим тяжесть и горе войны,
Памятник воинам, погибших в Афганистане,
Памятник воинам, погибшим в госпиталях,
Памятники в память о земляках, погибших в годы ВОВ на территориях всех сельских поселений,
Аллея Славы Героям Советского Союза Аннинского района,
Библиотека имени Евдокии Петровны Ростопчиной,
Аннинский краеведческий музей,
Стадион,
Здание нового физкультурно-оздоровительного комплекса,
Здание Аннинской школы с УИОП,
5. Предприятия:
ООО «Аннинское молоко»,
ООО Сахарный завод «Садовский»,
ОАО «Люкс»,
ОАО «Маслоэкстракционный завод «Аннинский»,
Хлебокомбинат,
ООО «Аннинский хлеб»,
Сельхозорганизации,
Фермерские хозяйства,
Частные индивидуальные предприятия

6. Интеллектуально-нравственные ценности:
10 Героев Советского Союза – участников в Великой Отечественной войне - аннинцев:
Перевёрткин Семён Никифорович, уроженец п. Анна;
Рубцов Герасим Архипович, уроженец с. Берёзовка;
Спахов Фёдор Яковлевич, уроженец с. Николаевка;
Дрожжин Михаил Петрович, уроженец с. Верхняя Тойда;
Бабкин Михаил Николаевич, уроженец с. Старая Тойда;
Сидоров Николай Григорьевич, уроженец с. Сабуровка;
Хорошилов Семён Иванович, уроженец с. Островки;
Булгаков Пётр Семёнович, уроженец с. Красный Лог;
Бобров Иван Яковлевич, уроженец с. Софьинка;
Сушков Фёдор Филиппович, уроженец с. Никольского.
Полные кавалеры орденов Славы:
Борзунов Николай Федотович, уроженец с. Старая Тойда;
Коновалов Николай Иванович, уроженец с. Старая Тойда.
Известные писатели, поэты, художники, учёные - уроженцы района:
Евдокия Ростопчина, поэтесса пушкинской поры, часто приезжавшая и жившая в своей усадьбе в Анне.
Братья Станкевичи, Николай и Александр, чьё литературное наследство небогато, но для краеведов эта фамилия - не просто факт принадлежности к владению имением в Новом Курлаке. Братья Станкевичи - это мучительные искания правды и истины, беспокойная мысль, зажигавшая благородным огнём лучшие передовые умы России
Королькова А.Н., член Союза Писателей Советского Союза, русская и советская сказочница, уроженка села Старая Тойда.
Арсений Кузнецов - пот – лирик, прославивший родившийся родное село Берёзовку и свою малую родину в стихах. Автор поэтических сборников: «Высокий берег», «Лирика», «Журавли летят», «Отрада», «Родные дали».
Константин Козлов, уроженец с. Старая Чигла, поэта называли продолжателем кольцовских традиций, к сожалению Константин рано ушёл из жизни, заболев туберкулёзом. При жизни была выпущена всего одна поэтическая книга «Степь», но она вошла в сокровищницу воронежской поэзии. В 1964 г издана ещё одна книга «Я здесь рождён».
Николай Горбачёв, писатель - прозаик, автор многих книг, изданных в Москве, преимущественно на военные и армейские темы. Лауреат Государственной премии РСФСР и нескольких литературных премий жил и учился в сёлах Старая Тойда, Кушлево, Новый Курлак
Семён Борзунов - член Союза Писателей Советского Союза, лауреат нескольких литературных премий, уроженец села Студёное.
Братья Люковы, Валентин и Алексей, уроженцы с. Нащёкино. Валентин - автор книг: «Дорогу осилит идущий», «Зарево над юностью», «Лесная симфония», «У подножия радуги». Валентин Иванович умер достаточно рано. Похоронен в Москве. Алексей много лет проработал учителем в Аннинской школе №3 и также, как и брат писал стихи.Коновалов Иван Яковлевич - высокопрофессиональный художник и не менее профессиональный поэт, «Заслуженный работник культуры России», лауреат премии комсомола, член союзов художников и журналистов РФ, автор шести поэтических сборников, уроженец с. Старый Курлак.
Владимир Капустяк - Заслуженный работник культуры, композитор и поэт, несколько лет проживший в Анне и связавший с ней свою судьбу и творчество.
Виталий Жихарев, член Союза Писателей России, прозаик и публицист, лауреат премии «Золотой фонд Воронежской области», автор многих произведений и книг о судьбах земляков и онашем районе. Уроженец с Артюшкино.
Елена Демидова - с именами которой мы знакомы благодаря книге «Анна. За веком - век». Она является одним из соавторов этой книги, а также книг «Русские провинциальные усадьбы», «Сквозь годы и риск», выпущенной к 80-летию Аннинского РОВД. Стихи Елены Вячеславовны печатались в районной и областных газетах, в литературно- художественном журнале «Подъём», интернет-журнале «Эрфольг». В 2005 г. вышел сборник её стихов «И душа раздвигает земные границы».
Валентин Варнавский) - автор книги стихов «Мир, которым я дышу», много лет проработавший учителем русского языка и литературы в Нащёкинской школе.
Курзанов Александр Михайлович, член Союза художников России, обладатель Большой серебряной медали Правления Союза художников России,