Что относится к филологическим наукам. «Филологические науки. Вопросы теории и практики. Филолог в научно-исследовательской деятельности

Что относится к филологическим наукам. «Филологические науки. Вопросы теории и практики. Филолог в научно-исследовательской деятельности

ПИ № ФС77-32096 от 30.05.2008.

· Выходит с мая 2008 года.

· Статьи получают экспертную оценку редакционной коллегии журнала.

· Каждый номер содержит более 50 научных статей по языкознанию и литературоведению.

· Материалы журнала размещаются в национальной информационно-аналитической системе РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) www.elibrary.ru

· Все номера журнала представлены в центральных научных библиотеках России.

· Подписной индекс издания по Объединенному каталогу "Пресса России" - .

К публикации принимаются статьи соискателей ученых степеней (аспирантов, докторантов), кандидатов и докторов наук, ученых, занимающихся научными исследованиями. Все материалы авторов получают экспертную оценку редакционной коллегии журнала. Номера журнала формируются из одобренных редакционной коллегией и оплаченных статей. Стоимость публикации статьи составляет 350 руб. за одну страницу, оформленную согласно предъявляемым требованиям (см. ниже). Минимальный объем статьи - 6 страниц. Количество и объем статей, принимаемых к публикации от одного автора, не ограничены. Стоимость авторского экземпляра - 350 руб. Пересылка авторского экземпляра по территории РФ - 200 руб. Стоимость пересылки за пределы РФ - 450 руб. Авторам, имеющим ученую степень и звание, необходимо прислать копии диплома кандидата (доктора) наук и аттестата доцента (профессора). С графиком выхода номеров журнала и условиями публикации статей для аспирантов можно ознакомиться на странице журнала http://www.gramota.net/editions/2.html . Материалы для публикации следует отправлять по электронной почте ответственному редактору научного издания Рябцевой Елене Викторовне , e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Дополнительно

Статьи и сведения об авторе(ах) принимаются по электронной почте. С возникающими вопросами обращайтесь, пожалуйста, по указанным выше адресам электронной почты, а также по телефонам 8-910-854-68-57 (Арестова Анна Анатольевна),8-910-755-97-92 (Рябцева Елена Викторовна). Более подробную информацию можно получить на сайте Издательства «Грамота» www . gramota . net .

Если Ваша статья принята к публикации, Вам будет отправлена по электронной почте уже заполненная квитанция с реквизитами Издательства, распечатав которую, Вы сможете оплатить публикацию Вашей статьи в ближайшем банке или почтовом отделении. Оплата публикации может быть произведена организацией, в которой Вы работаете или учитесь.

При необходимости Вы можете заказать дополнительный экземпляр интересующего Вас номера журнала. В этом случае стоимость каждого дополнительного экземпляра составит 500 руб. с учетом стоимости пересылки заказной бандеролью по территории РФ и 750 руб. - с учетом стоимости пересылки за пределы РФ.

Оформление заявки на публикацию статьи

Материалы для публикации следует отправлять по электронной почте куратору научного издания. Обращаем внимание авторов, что статьи публикуются в научных изданиях в соответствии с Договором об опубликовании печатных материалов . Отправляя заявку на публикацию научных материалов, автор принимает условия данного соглашения. Ознакомиться с условиями соглашения можно на Интернет-сайте Издательства www.gramota.net .

Сведения об авторе(ах) должны включать:

1. Фамилия, имя, отчество.

2. Ученая степень (при наличии).

3. Ученое звание (при наличии).

4. Место работы.

5. Занимаемая должность.

6. Почтовый адрес с ИНДЕКСОМ (для пересылки авторского экземпляра журнала).

7. Адрес электронной почты (e-mail).

8. Контактный телефон.


Требования к оформлению статей

· Текстовый редактор - Microsoft Word.

· Формат - А 4.

· Поля - 2 см со всех сторон.

· Шрифт - Times New Roman (при необходимости - другой, если шрифт не входит в список общепринятых, его нужно прислать отдельным файлом).

· Размер шрифта - 14.

· Межстрочный интервал - 1,5.

· Абзацный отступ - 1,25.

· Ориентация - книжная, без простановки страниц, без переносов, желательно без постраничных сносок.

· Редактор формул - пакетMicrosoft Office (MathType).

· Графики, таблицы и рисунки - черно-белые, без цветной заливки. Допускается штриховка.

· УДК (см., например: http://teacode.com/online/udc/ или http://udk-codes.net/).

· Научное направление (выбрать одно из списка): физико-математические науки; химические науки; биологические науки; технические науки; сельскохозяйственные науки; исторические науки и археология; экономические науки; философские науки; филологические науки; юридические науки; педагогические науки; медицинские науки; искусствоведение; психологические науки; социологические науки; политология; культурология; науки о земле.

· Краткая аннотация статьи на русском языке (курсивом). Аннотация содержит характеристику основной темы, цели работы и ее результаты. В аннотации указывают, что нового несет в себе данная статья по сравнению с другими, родственными по тематике. Рекомендуемый средний объем аннотации - 500 печатных знаков.

· Ключевые слова и фразы (не менее 5-7).

· Название статьи - по центру, без отступа, прописными буквами.

· Текст статьи - выравнивание по ширине.

Образец оформления статьи

УДК 7; 18:7.01

Искусствоведение

Статья раскрывает содержание понятия «научное искусство», которое получает все более широкое распространение в эстетике и искусствознании для обозначения трансдисциплинарной области, в пределах которой осуществляется синтез дискурсивного мышления и интуитивного суждения, предпринимаются многочисленные попытки адаптировать методы естественных и точных наук для создания научно-обоснованного искусства, а методов искусства - для формирования новых научных теорий. Основное внимание автор акцентирует на критическом анализе альтернативных понятий, в том числе терминов «наукообразное искусство», «наукоискусство», «искусство исследования», «сайенс арт».

Ключевые слова и фразы : актуальное искусство; научное искусство; наукоискусство; искусство исследования; сайенс арт.

Ерохин Семен Владимирович , д. филос. н.

Московский государственный университет им . М . В . Ломоносова

адрес@ yandex . ru

ТЕРМИНОЛОГИЯ АКТУАЛЬНОЙ ЭСТЕТИКИ

И ИСКУССТВОЗНАНИЯ: «НАУЧНОЕ ИСКУССТВО»

В последнее время в русскоязычной литературе все чаще можно встретить термин «научное искусство» (в литературе также встречается термин «наукоискусство» ). В большинстве случаев он используется как синоним английского термина «science art », служащего для обозначения интенсивно…

· Список использованной литературы , оформленный согласно ГОСТу 7.0.5.2008, приводится в алфавитном порядке в конце статьи в виде нумерованного списка.


Образец оформления списка литературы

Список литературы

1. Абузярова Н. А. проблемы обеспечения законности в трудовых отношениях (теоретический аспект): автореф. дисс. … докт. юрид. наук. Омск, 2000. 46 с.

2. Агафонов А. Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб.: Речь, 2003. 296 с.

3. Акты Земских соборов / отв. ред. А. Г. Маньков. М.: Юридическая литература, 1985. 511 с.

4. Аристотель. Собр. соч.: в 4-х т. М.: Мысль, 1984. Т. 4. 830 с.

5. Бердяев Н. А. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи: сб. статей о русской интеллигенции. М.: Новости, 1990.С. 5-26.

6. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIIIвв.: в 3-х т. / пер. с фр. Л. Е. Куббеля. М.: Прогресс, 1986. Т. 1. 623 с.

7. Васильков Я. В. От шаманизма к йоге: что произошло в «осевой период»? [Электронный ресурс]: доклад, прочитанный 27.10.2005 на втором заседании научного семинара «Восток: философия, религия, культура». URL: http://east.philosophy.pu.ru (дата обращения: 25.11.2005).

8. Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах : одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации № 467-р от 03.04.2006 г. // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗРФ). 2006. № 15.

9. Мычко Е. И. Практико-ориентированные технологии формирования коммуникативной культуры педагога: дисс. … д-ра пед. наук. Калининград, 2002. 421 с.

10. Национальный архив республики Коми (НАРК). Ф. 1346. Оп. 1.

11. НАРК . Ф. 1348. Оп. 3.

12. О воинской обязанности и военной службе : Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ (ред. от 08.12.2011) // СЗРФ. 1998. № 13. Ст. 1475.

13. О наблюдении каждому присутственному месту за целостностью отведенных ему апартаментов дабы из пристроек отнюдь ничего утрачено не было : Постановление Сената № 12762 от 16 октября 1766 г. // Полное собрание законов Российской Империи (ПСЗРИ). СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. Собрание I. Т. XVII.

14. О непринуждении обывателей строить квартиры для помещения драгун и солдат : Постановление Сената, в подтверждение императорского указа от 12 февраля 1725 г. № 4936, 19 июля 1726 г. // ПСЗРИ. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. Собрание I. Т. XVIII.

15. Об общеправовом классификаторе отраслей законодательства : Указ Президента РФ № 2171 от 16 декабря 1993 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 51. Ст. 4936.

16. Политология : энциклопедический словарь / общ. ред. и сост. Ю. И. Аверьянов. М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. 431 с.

17. Практическое пособие для государственных нотариусов по вопросам охраны прав граждан на наследование личной собственности [Электронный ресурс]: Письмо Минюста СССР от 21.04.1980. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

18. Региональное законодательство [Электронный ресурс]. URL: http://www.regionz.ru/
index.php?ds=671170 (дата обращения: 26.01.2011).

19. Семёнова В. И. Мировоззренческие истоки погребальной обрядности в культуре народов Западной Сибири в эпоху средневековья: автореф. дисс. … докт. культурологии. Томск, 2006. 47 с.

20. Хоружий С. С. Философский процесс в России как встреча философии и православия // Вопросы философии. 1991. № 5. С. 26-57.

21. http://www.gramota.net/materials/3/2010/2/5.html (дата обращения: 24.03.2010).

22. James Е . О . Prehistoric Religion: a Study in Prehistoric Archaeology. N. Y., 1957.

23. Nicolich М . 1968: Student Protest in Yugoslavia // New Politics. 1989. Vol. 2. № 3.

24. Scelling F. W. J. Stuttgarter Privatvorlesungen. Torine, 1973. 120 S.

Филология (от древнегреческого φιλολογία - «любовь к слову») - отрасль гуманитарного знания, основной задачей которой является изучение текстов. Текст осмысляется и исследуется в филологии как главный источник сведений о человеке, его сознании, обществе, как первичная данность гуманитарного мышления. Такой подход дает филологии право претендовать на статус основополагающей гуманитарной дисциплины. М.М. Бахтин в работе «Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках» характеризовал письменный и устный текст как «первичную данность» всех гуманитарных наук, вообще гуманитарного мышления (лингвистического, литературоведческого, богословского, философского и т.д.). Гуманитарные дисциплины выступают как «мысли о мыслях, переживания переживаний, слова о словах, тексты о текстах». Каковы бы ни были цели гуманитарного исследования, его исходным пунктом может быть только текст, выступающий в разных ипостасях (тексты-примеры, тексты конструкции, высококачественные или профанные тексты и т.п.). «Гуманитарная мысль рождается как мысль о чужих мыслях, волеизъявлениях, манифестациях, выражениях, знаках, за которыми стоят проявляющие себя боги (откровение) или люди (законы властителей, заповеди предков, безыменные изречения и загадки и т.п.). Научно точная, так сказать, паспортизация текстов и критика текстов - явления более поздние (это целый переворот в гуманитарном мышлении, рождение недоверия )» . Выступая в качестве науки, занимающейся «паспортизацией» и «критикой текстов», в древности филология оформляется в качестве самостоятельной отрасли гуманитарного знания, филологические сочинения возникают как «тексты о текстах»: «Сосредоточившись на тексте, создавая к нему служебный “комментарий” (наиболее древняя форма и классический прототип филологического труда), филология под этим углом зрения вбирает в свой кругозор всю широту и глубину человеческого бытия, прежде всего бытия духовного» . Метафорически филология определяется как «служба понимания», которая «помогает выполнению одной из главных человеческих задач - понять другого человека (и другую культуру, другую эпоху), не превращая его ни в "исчислимую" вещь, ни в отражение собственных эмоций» .

Объектом изучения филологов являются все тексты, независимо от их культурного статуса, качества, письменного или устного характера. Однако иногда предмет филологии эксплицитно или имплицитно ограничивают письменными текстами («Мастер чтения и есть тот человек, которого мы называем филологом. Самое же искусство читать в предполагаемом здесь смысле справедливо будет обозначить в этом случае словом "филология"» ) либо текстами, имеющими высокий культурный статус («Задачей филологии является, прежде всего, отделение произведений словесности, имеющих культурное значение, от таких, которые его не имеют» ).

Различия в трактовке термина «филология» в западной и отечественной науке

Существует значительное различие в понимании филологии в отечественной и западной традиции. В западном понимании филологию обычно сводят к изучению истории языков и литератур, интерпретации письменных свидетельств ушедших веков и цивилизаций, противопоставляя синхронной лингвистике. Так, в толковом словаре Merriam-Webster филология, с одной стороны, определяется как «изучение литературы и связанных с ней дисциплин, а также использования языка в литературе», а с другой - трактуется как частичный синоним термина « », относящийся либо к сравнительно-историческому языкознанию , либо к изучению языка как средства создания литературных произведений и источника сведений по истории культуры . В Оксфордском университете соответствующий факультет называется Факультет лингвистики, филологии и фонетики (Faculty of Linguistics, Philology & Phonetics), то есть лингвистика и филология рассматриваются как дисциплины одного порядка, тогда как в России филология является родовым понятием по отношению к лингвистике.

Характерное для западной науки размежевание филологии и лингвистики опирается на идеи Ф. де Соссюра , проводившего между этими дисциплинами резкое противопоставление с точки зрения диахронного/синхронного подхода и отношения к языку как предмету изучения: «Язык не является единственным объектом филологии: она прежде всего ставит себе задачу устанавливать, толковать и комментировать тексты. Эта основная задача приводит ее также к занятиям историей литературы, быта, социальных институтов и т.п. …Ее интересы лежат почти исключительно в области греческих и римских древностей» . Филология занимается языком только для того, «чтобы сравнивать тексты различных эпох, определять язык, свойственный данному автору, расшифровывать и разъяснять надписи на архаических или плохо известных языках» , в лингвистике же «язык представляет собою целостность сам по себе, являясь, таким образом, отправным началом (principe) классификации» . Подобные мысли высказывали и другие основоположники науки о языке, в частности В. Гумбольдт, Г. Шухардт . В настоящее время оппозиция филологии и лингвистики в западной науке поддерживается наличием влиятельных лингвистических теорий, не проявляющих интереса к изучению текстов (генеративная грамматика Н. Хомского , ролевая грамматика Р.Д. Ван Валина и др.).

История филологии включает следующие этапы, каждый из которых характеризуется разным статусом филологии в системе наук, разным соотношением между лингвистикой и литературоведением в системе филологии, методологическими особенностями, специфическими исследовательскими приоритетами и достигнутыми результатами.

1. Научные традиции древности: античная филология, древнеиндийская филология, арабская филология

2. Филология средних веков

3. Филология XVI-XVIII вв.

4. Филология начала XIX в.

5. Филология середины XIX в.

6. Филология конца XIX - начала XX века.

7. Филология середины ХХ в.

8. Филология конца XX - начала XXI в.

Практическая филология и филологическое образование

«Филология представляется сегодня не только методологической основой других гуманитарных и общественных наук , но и одной из практических служб, без которых не может существовать современное развитое общество» . Сферами профессиональной деятельности филологов в современном мире являются как непосредственно филологические и общегуманитарные исследования, так и общественная языковая коммуникация, в том числе межкультурная, образование, культура и управление. Подготовка специалистов по филологии осуществляется филологическими факультетами вузов. Объектами профессиональной деятельности филологов являются:

Языки (отечественные и иностранные, естественные и искусственные , древние и новые) в их теоретическом и практическом, синхронном, диахронном, социокультурном и этнопсихологическом аспектах;

Художественная литература (отечественная и зарубежная) и устное народное творчество в их историческом и теоретическом аспектах, с учетом закономерностей бытования и развитияв разных странах и регионах; история их научного изучения; литературная жизнь в ее связях с , культурой и ; литературный процесс и его отдельные формы и закономерности;

Различные типы текстов - письменных, устных и электронных (включая гипертексты и текстовые элементы мультимедийных объектов); письменная и устная коммуникация .

Виды профессиональной деятельности филолога и необходимые для успешного осуществления этой деятельности компетенции определяются Государственными образовательными стандартами специалиста, бакалавра и магистра филологии.

Филологические науки

Традиционно в филологии вычленяется два основных раздела - и литературоведение . Более подробно систему современной филологии можно представить следующим образом:

Изучение истории и современного состояния национальных литератур

Риторика

Синхронные и диахронные исследования национальных языков

Сравнительное литературоведение

Однако, несмотря на «неизбежную дифференциацию лингвистических, литературоведческих и др. дисциплин, вышедших из лона некогда единой историко-филологической науки», сущностное единство филологии до настоящего времени сохраняется: «Новые возможности, в т.ч. и для гуманитарных наук, связаны с исследованиями на уровне "макроструктур" и "микроструктур": на одном полюсе глобальные обобщения, на другом - выделение минимальных единиц значений и смысла. Но традиционная архитектоника филологии, ориентированная на реальность целостного текста и тем самым как бы на человеческую мерку (как античная архитектура была ориентирована на пропорции человеческого тела), сопротивляется таким тенденциям, сколь бы плодотворными они ни обещали быть» .

В конце ХХ века в лингвистике, как в отечественной, так и в зарубежной, произошло укрупнение объекта изучения до уровня текста. Это не означает, что текст становится единственным предметом лингвистики, вытесняя из ее поля зрения традиционные объекты разных языковых уровней. Усиливается ориентация на целостное речевое произведение, на коммуникативные функции, для выполнения которых предназначены элементы языковой системы. Научная мысль движется и в направлении от системы языка к тексту и от текста - к системе, и результаты филологических исследований последнего времени наглядно демонстрируют верность утверждения М.М.Бахтина : «Понимание любого произведения на хорошо знакомом языке (хотя бы родном) обогащает и наше понимание данного языка как системы» .

Укрупнение объекта лингвистики привело к новому сближению между языковедческими и литературоведческими дисциплинами - между ними возникло осознанное единство проблематики. В последней четверти ХХ века «демаркационные» стремления уступили место интересу к текстовому потенциалу лексических и грамматических единиц и категорий, попыткам обнаружить лингвистическую базу (критерии выделения, специфические языковые признаки) таких традиционных категорий теории литературы, как стиль, жанр, сюжет и композиция, стремлению к научному описанию связей между языковым выражением и эстетическим воздействием литературного произведения. Из разных точек зрения, высказывавшихся в начале ХХ столетия, на онтологическое и гносеологическое соотношение языка и литературы и на эстетическую функцию языка, более прозорливым оказался взгляд на язык как материальное воплощение «образа творчества» (А. Белый), понимание которого необходимо для определения «специального смысла искусства». Можно сказать, что попытки гносеологического обособления филологических дисциплин сменились стремлением к их объединению на онтологическом основании, которое является, безусловно, более устойчивым., семиотике и др., а также в, математики и физики . Среди крупнейших междисциплинарных проблем, в решении которых современная филология принимает участие:

Определение исторической родины и путей расселения древних индоевропейцев, в том числе вопрос о происхождении славян;

Изучение влияния информационного общества на сознание человека;

Разработка языкового законодательства и языковой политики;

В основе междисциплинарных связей филологии лежит ее сущностный интегрирующий характер и общий статус филологии как сферы не только науки, но и культуры: «Понимание текста есть понимание всей стоящей за текстом жизни своей эпохи. Поэтому филология есть связь всех связей. Она нужна текстологам, источниковедам, историкам литературы и историкам науки, она нужна историкам искусства, ибо в основе каждого из искусств, в самых его “глубинных глубинах” лежат слово и связь слов. Она нужна всем, кто пользуется языком, словом; слово связано с любыми формами бытия, с любым познанием бытия: слово, а еще точнее, сочетания слов. Отсюда ясно, что филология лежит в основе не только науки, но и всей человеческой культуры» Введение в изучение филологических наук. (Выпуск первый. Задачи филологии) // Проблемы структурной лингвистики. 1978. М., 1981

Гиндин С.И. Введение в общую филологию // Авторские учебные программы по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам: психология, педагогика, лингвистика, литературоведение. М., 1998

Лихачев Д.С. Об искусстве слова и филологии // Лихачев Д.С. О филологии. М., 1989

Рождественский Ю.В. Общая филология. М., 1996

Соссюр Ф., де. Труды по языкознанию. М., 1977

Чувакин А.А. Язык как объект современной филологии? // Вестник Бурятского государственного университета. Филология. Вып.7. Улан-Удэ, 2007. С.64-69

Предмет филологии – слово (текст), её цель – классификация текстов и выделение среди них имеющих культурное значение. Она рассматривает правила создания, воспроизведения, хранения речи.

Предмет филологии как науки не только не определен достаточно ясно. Большинство филологов сводят ответ на вопрос о предмете своей науки к «союзу языкознания и литературоведения» либо же филология определяется как «совокупность» дисциплин, куда включаются и текстология, и стилистика, и риторика, и поэтика, и палеография, и семиотика.

Термин филология осмысляется прежде всего этимологически - как «любовь к слову». Очевидно, что изначально филология толковалась как учение о Слове в сакральном смысле, т.е. слове как божественном даре. языкознание - это учение о языке, его устройстве, системе знаков, выражающих определенные смыслы, языке как средстве общения. Наше же литературоведение занималось только художественной речью (литературой), отчего другие виды словесности (устная речь, научная и философская литература, деловая и ораторская проза, средства массовой информации) явно проигрывают во внимании и степени изученности.

Очевидна историческая последовательность в появлении наук: филология возникла в древности, языкознание – наука относительно нового времени. Если объяснять развитие наук в связи с техническим прогрессом в создании текстов, то филология – наука, появление которой обосновано созданием письма или письменной речи (текстов), а языкознание – наука, создание которой инициировано возможностями печатной речи, прогрессом в языковых контактах различных народов, необходимостью исследовать множество языков и их устройство.

Неслучайно именно в России на рубеже XVIII-XIX веков появился термин словесность , который стал, безусловно, аналогом филологии, а словесные науки – аналогом филологических наук. Поскольку история русского языкознания в ее наиболее авторитетных учебниках слабо касается именно «словесных наук» вследствие накладывания схемы современного научного языкознания на классическую схему русских филологических («словесных») наук, требуется выяснить последовательное развитие как словесных = филологических = языковедческих наук в России, так и коснуться истории и современного понимания самих терминов слово – речь – язык .

Ступени в истолковании текста позволяют последовательно выстроить понимание предметов частной и общей филологий: в частной филологии анализируется конкретный текст (его возникновение, авторство, вхождение в данную область культуры), в общей филологии – «общие исторические закономерности понимания и истолкования текстов на фоне развития культуры, прогресса в знаниях и речевом общении, технического прогресса в создании текстов».

Предмет филологии необходимо ясно отличить от языкознания и литературоведения. Если роль филологии только «связующая», если филология – только «совокупность дисциплин» и, по словам акад. Ю.С.Степанова, «современная филология стремится к «партикуляризму», основанному на принципе «каждый язык – как никакой другой»; т.о., в отличие от языкознания, нет «универсальной, или общей, Ф.»

Надо утверждать, что этот предмет есть. Прежде всего, большинство исследователей, как и сам Ю.С.Степанов, полагают, что исходным объектом исследования для филолога является текст . Этот самый текст есть ни что иное, как старинное и классическое слово – не как единица языка, а как сакральный феномен, дар Божий, инструмент общения, орудие мысли. Именно в фольклоре основным термином является язык как инструмент общения, орудие взаимодействия и организации всей человеческой жизни. В письменной же культуре на первое место выходит концепт слово – это ясно хотя бы по главному свидетельству первых строк Евангелия от Иоанна, где сказано: «В начале было Слово».

Изучение концептов язык – речь – слово в русской филологической традиции позволяет сделать следующие выводы относительно их семантической эволюции:

1. В фольклорных текстах концепты язык – речь – слово используются как синонимы: орудие общения и взаимодействия людей. Основная задача фольклорных текстов о языке – дать правила речевого поведения, предупреждая об опасностях и возможностях языка, речи, слова.

2. В фольклорных текстах наиболее частотным является концепт язык . Речь часто имеет значение распространенного текста, а слово иногда употребляется, чтобы обозначить понятие или минимальную единицу языка. в китайской культуре истинный путь=правило (дао) выражается в словесной природе человека, которая обозначена термином вэнь . Как слово – хранитель культуры и образования, так и вэнь в китайской традиции значит «культура, образование, просвещение, литература».

3. В русской классической филологической теории, сложившейся на базе учебников словесности первой половины XIX века, концепт язык понимается, в основном, как орудие создания «изустной речи» (кроме, конечно, значения народного «наречия», национального языка). Согласно теории К.П.Зеленецкого, науки о Слове составляли: лексикология (ее предмет – «речения», т.е. слова=понятия); грамматика (изучает предложения); синтаксис (изучает периоды); риторика (изучает речь в полном составе) (Зеленецкий 1848).

4. Современное научное объяснение. Прежде всего, концепт язык понимается как система знаковых единиц, выражающая совокупность понятий и мыслей и предназначенная для коммуникации. Речь – конкретная реализация языка, облекаемая в устную или письменную форму, а слово – как основная структурно-семантическая единица языка, служащая для наименования предметов и их свойств. В то же время современные употребления данных концептов сохраняют все прежние классические значения.

1. Филология – учение о правилах и закономерностях создания, передачи, хранения, воспроизведения и функционирования словесных произведений.

2. Филология – наука о культурном прогрессе человечества, выраженном в способах, принципах и правилах создания текстов (речи, словесных произведений). Филологическое знание показывает, как технологическое развитие форм речи влияет на смысл речи.

3. Поскольку «в произведениях слова выражается весь состав культуры общества, теоретическая задача филологии – построение научной картины культуры, взятой сквозь призму слова».

4. Филология – наука о классификации всех словесных произведений данной национально-речевой культуры Предмет филологии – «языковые тексты» в разных родах и видах словесности. Лингвистика же говорит только об одной стороне языка (его устройстве, системе знаков)

Предмет филологии - «словесность, или языковые тексты. Задачей филологии является, прежде всего, отделение произведений словесности, имеющих культурное значение, от таких, которые его не имеют. Для решения этой задачи необходимо сначала обозреть весь массив произведений словесности. Это можно сделать только путем классификации этих произведений» (Рождественский 1990: 112].

5. Для правильного прочтения текстов филология выделяет языкознание и науки о речи» [Рождественский 1990: 113]. У языкознания имеется свой предмет: система языка и объяснение фактов языка на разных его уровнях (фонетическом, лексическом, словообразовательном, морфологическом, синтаксическом).

Русский язык объединит нас не как языковая система, а через осмысленные языковые тексты . Иначе говоря, нас объединяет филология как учение о культуре, проявленной в текстах . Целью филологии - описание всех видов современной словесности с выявлением целей, задач, содержания, форм общения, выражения этих форм в различных жанрах речи, стилистического своеобразия текстов.

Согласно данным Министерства образования РФ, 26% выпускников школ выбирают специальность филолога. Но мало кто понимает, что ждёт впереди. Foxtime разобрался, что такое филология и чем можно заняться после филологического факультета.

Что такое филология?

Филология представляет собой цикл гуманитарных наук, которых объединяет одна цель: изучение культуры народа через письменную и устную речь. Выпускник филологического факультета становится журналистом, переводчиком, корректором работает в издательстве, проводит литературоведческие и лингвистические исследования.

Филологические науки

Филологические науки изучают язык со всевозможных сторон, а задача филологов – доступно донести информацию до общественных масс. Прежде, чем дать определение филологии, важно понять, какие науки входят в филологический цикл.

Классическая филология представляет собой комплекс наук о литературном наследии Греции и Рима. Студенты изучают древнегреческий и латинский языки, знакомятся с текстами античных общественных деятелей. Направление подойдёт тому, кто интересуется историей древних языков.

Коммуникативистика изучает проблемы информационного обмена. Подойдёт тем, кто мечтает стать журналистом и работать в общественно-политических СМИ.

Общее языкознание исследует языковые закономерности. Подойдёт тем, кто заинтересован в изучении лингвистических процессов с древних времён и до наших дней. Выпускники работают редакторами, переводчиками и учителями славянских языков, что пользуется спросом при активном росте количества учебных заведений с этнокультурным компонентом.

Прикладная лингвистика решает современные проблемы языка, такие как компьютерная текстология и машинный перевод. Исследователи составляют электронные словари и тезаурусы. Студенты изучают главные приложения современной лингвистики и выявляют связи с новыми информационными технологиями. Выпускники работают в информационных сферах, проводят судебные лингвистические экспертизы, преподают в школах и университетах.

Литературоведение изучает художественные произведения, находит связи между литературным наследием разных стран и народов, выделяет приёмы, которые использует автор. Направление заинтересует абитуриентов, которые готовы посвятить себя изучению литературы.

Текстология изучает тексты произведений, восстанавливает и интерпретирует древние рукописи. Направление подойдёт будущим работникам исследовательских институтов и издательств.

Фольклористика – наука на стыке литературоведения, музыки и этнолингвистики. Студенты знакомятся с движением художественной системы во времени в национальном преломлении, вырабатывают навыки анализа произведений на разных уровнях, что позволит впоследствии исследовать фольклор отдалённых областей и преподавать в высших учебных заведениях.

Перевод также относят к филологии. Выпускники направления переводят зарубежные произведения и адаптируют литературные переводы для русского читателя. Особенно востребованы переводчики со славянских и восточных языков.

Текст / Силуянова Антонина

- (греческое philologia «любовь к знанию») система знаний, необходимых для научной работы над письменными памятниками, преимущественно на языках древних, часто мертвых. Поскольку важнейшим и первым в совокупности этих знаний является понимание… … Литературная энциклопедия

- (греч., от phileo люблю, и logos слово). Сперва под этим именем разумелось изучение древне классического мира; ныне же вообще наука о языке. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФИЛОЛОГИЯ [Словарь иностранных слов русского языка

Совокупность, содружество гуманитарных дисциплин лингвистич., лит. ведч., истор. и др., изучающих историю и сущность духовной культуры человечества через языковый и стилистич. анализ письменных текстов. Текст, все его внутр. аспекты и… … Энциклопедия культурологии

ФИЛОЛОГИЯ, филологии, мн. нет, жен. (от греч. philos друг и logos учение, слово). Совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Славянская филология. Античная филология. Романская филология.… … Толковый словарь Ушакова

филология - и, ж. philologie > нем. Philologie <гр. phileo люблю + logos слово. Совокупность наук, изучающих язык и литературу; язык и литература. БАС 1. Романская филология. БАС 1. Ради красного словца не пожалеет родного отца это и есть филология,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Современная энциклопедия

- (от фил... и греч. logos слово) область знания, изучающая письменные тексты и на основе их содержательного, языкового и стилистического анализа историю и сущность духовной культуры данного общества. Филология возникла в Др. Индии и Греции. В 17… … Большой Энциклопедический словарь

ФИЛОЛОГИЯ - (от греч. phileō – люблю + ...логия). Совокупность гуманитарных наук, изучающих культуру какого л. народа, выраженную в языке и литературном творчестве. В число гуманитарных наук, составляющих обязательный минимум содержания образовательной… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Филология - (от фил... и греческого logos слово, буквально любовь к слову), область знания (языкознание, литературоведение, текстология, источниковедение, палеография и др.), изучающая письменные тексты и на основе их содержательного, языкового и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ФИЛОЛОГИЯ, и, жен. Совокупность наук, изучающих духовную культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Славянская ф. | прил. филологический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Филология и Погодинская гипотеза. Даёт ли филология малейшие основания поддерживать гипотезу Погодина и Соболевского о галицко-волынском происхождении малоруссов? I-IV. Разбор общих историко-филологи
  • Филология и Погодинская гипотеза. Даёт ли филология малейшие основания поддерживать гипотезу Погодина и Соболевского о галицко-волынском происхождении малоруссов? I-IV. Разбор общих историко-филологических данных и обзор письменных памятников старо-киевск , Крымский А.Е.. Книга представляет собой репринтное издание 1904 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут…