Логопедическое занятие «Предлоги. Конспект занятия на тему "предлоги на, под" Конспект про предлоги по логопедии

Логопедическое занятие «Предлоги. Конспект занятия на тему
Логопедическое занятие «Предлоги. Конспект занятия на тему "предлоги на, под" Конспект про предлоги по логопедии

План конспект пробного фронтального задания на тему: «Предлоги В, На, Под»

КОНСПЕКТ

Логопедического занятия,проведенного студенткой 505 группы дефектологического факультета МПГУ Ястребовой Т.В. в группе №8 для детей с общим недоразвитием речи ДОУ№1043 Южного учебного округа г. Москвы

Цель: уточнить пространственное отношения, выраженные предлогами В, На, Под; учить детей выделять эти предлоги предложениях.

Задачи:

    развитие и уточнение пространственных представлений

    познакомить детей со значением предлогов «В», «НА», «ПОД»;

    развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, схемы предлогов, индивидуальные карточки с заданием.

Ход занятия:

1.Организационный момент (3минуы)

Логопед: Ребята назовите животных, которых вы знаете. Кто правильно назовет, то сядет.

2.Уточнение пространственного значения предлогов: в, на, под. (6 минут)

Логопед выставляет схемы предлогов в, на, под и совместно с детьми уточняет – когда мы говорим эти «маленькие слова»:

«Маленькое слово»(предлог) , логопед говорит о том, что мы стали взрослее и теперь «маленькие слова» мы будем называть взрослым словом- предлоги.

В - появляется тогда, когда предмет находится внутри ;

НА – когда предмет находится сверху ;

ПОД – когда предмет находится внизу ;

4. Составление предложений с предлогами (по картинке). (6 минут)

Логопед: «У Незнайки есть друг Тюбик. (Выставляется плоскостное изображение героя) У него живет котенок. Котенок очень шустрый, игривый. Поэтому зовут его Шустрик. Друзья любят играть с котенком. А Шустрик всюду бегает, забирается на различные предметы, прячется в разных местах комнаты. Тюбик любит рисовать Шустрика. И сегодня прислал вам свои рисунки. Рассмотрите их и расскажите, пожалуйста, где находится Шустрик». (Дети садятся за столы)

Картинки вывешиваются на доску:

Шустрик под зонтом, под ковром

Шустрик на стуле, на столе

Шустрик в корзине

5.Дидактическое упражнение «Составь предложение» (8 минут)

Логопед: дети давайте поиграем, я буду называть вам предложение, а вы должны сказать, какой предлог вы там услышите, я буду по очереди каждому кидать мяч, а вы с ответом будете мне его возвращать.

Предложения:

Под столом лежит арбуз, На столе стоит стакан; В ящике стола лежит карандаш; Под ёлкой сидит ёжик, На ёлке сидит птичка, В дупле живет белка, Под листом спрятался червяк, На дороге лежит коробка, я стою под деревом, мы пошли в школу, я играю на пианино, в корзине сидит кот, я катаюсь на велосипеде.

6. Динамическая пауза. (4 минуты)

«Незнайкина зарядка»

(Проговаривание текста с одновременным выполнением соответствующих движений)

Вот Незнайкина зарядка -

Выполняйте по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь, (дети встали прямо,улыбнулись)

Выше, выше потянитесь. (потянуться)

Ну-ка, плечи распрямите, (распрямить плечи)

Поднимите, опустите. (поднять плечи, опустить плечи)

Влево, вправо повернитесь, (повернуться влево и вправо)

Рук коленями коснитесь. (руками коснуться коленей)

Сядьте-встаньте, сядьте-встаньте (сесть-встать (2раза)

Вы, надеюсь, не устали? (вернуться в исходное положение)

7. Работа с индивидуальным наглядным материалом. (3 минуты)

Логопед: Ребята у вас на столе лежат конверты, откройте их. У вас у каждого там лежит картинка, составьте по ней предложение и назовите маленькое слово, которое в нем используется. (В,НА,ПОД)

Поросенок сидит в коробке.

Собачка спряталась под коробкой.

Рыбки плавают в аквариуме.

Яблоко лежит в коробке

Яблоко лежит на коробке

Мальчик сидит под раковиной

Чашка стоит на столе

Гномик стоит под грибом

Птичка сидит в клетке

Кот сидит на стуле

Белочка сидит на ветке

Мышка сидит в чашке

Девочка спряталась под лодкой

Зайчик сидит в шляпе

Логопед направляет фантазию детей при составлении предложений, поощряет включение в них названий дополнительных объектов и субъектов, признаков предметов.

9. Итог занятия, оценка деятельности детей. (1 минута)

Логопед: Спасибо ребята, что вы все сегодня были такими внимательными и так хорошо отвечали. А теперь давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили?

Дети: о предлогах

Логопед: О каких именно, кто вспомнит как они называются?

Дети: В, На, Под

Логопед: Молодцы!Наше занятие окончено.















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • совершенствование лексико-грамматического строя речи;
  • сформировать представление о смысловом значении предлогов, предлог как отдельное слово, навык предложного управления
  • Задачи:

    образовательные:

    • отработать понимание пространственного значения предлогов В, НА, ИЗ, ПОД, К, ЗА;
    • работать над правильным употреблением предлогов в устной речи;
    • сформировать умение правильно членить предложения на отдельные слова;
    • дифференцировать предлоги противоположного значения;
    • подводить к практическому усвоению правильного написания предлогов со словами.

    развивающие:

    • развивать память, внимание, мышление;
    • расширять словарный запас;
    • совершенствовать лексико-грамматический строй речи;
    • развивать монологическую речь;
    • учить детей правильно и логично излагать свои мысли;
    • развивать у ребенка зрительно-пространственных представлений и смыслового значения употребления предлогов.

    воспитательные:

    • воспитывать культуру коммуникации;
    • формировать взаимопонимание, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, навыков сотрудничества.

    коррекционная:

    • устранение и предупреждение ошибок на письме, при написании предлогов со словами.

    Оборудование:

    • таблица символов-предлогов;
    • предметные картинки;
    • карточки для фронтальной работы;
    • сюжетные картинки;
    • наборы предлогов;
    • карточки с текстом;

    Ход занятия

    I. Организационный момент.

    Логопед предлагает ученикам взять карточки лежащие на, в, под, перед коробкой, прочитать написанные на них слова и ответить на вопросы используя слова карточек

    (На столе, под столом, в столе, над столом). Слайд №2.

    Я задам вам вопросы, ответить на которые помогут слова на карточках и картинка на доске.

    Где стоит клетка?

    Дети отвечают полным предложением. Клетка стоит на столе.

    Где лежат карандаши?

    Где сидит мышка?

    Где порхает бабочка?

    Параллельно логопед уточняет сколько слов сказал каждый ученик, какой предлог использовал в своём ответе.

    Какие предлоги вы использовали в своих ответах?

    Как предлоги пишутся со словами?

    II. Сообщение темы занятия.

    Сегодня мы совершим прогулку по городу ПРЕДЛОГОВ. На нашем пути будет много интересных остановок. Подготовимся к дороге. Откроем тетради запишем дату и тему урока – ПРЕДЛОГИ.

    Перед отправлением я хочу проверить все ли готовы к прогулке.

    Внимательно послушайте стихотворение и запишите все предлоги, которые вы услышите в нём.

    Логопед читает стихотворение, ребята записывают встретившиеся предлоги.

    Осторожно ветер

    Из калитки вышел,
    Постучал в окошко,
    Пробежал по крыше,
    Поиграл немного
    Ветками черёмух,
    Пожурил за что-то
    Воробьёв знакомых.

    Ребята какие предлоги вы записали? Проверка выполнения задания. Слайд №3.

    III. Работа по теме занятия.

    Первая остановка на нашем пути остановка на улице СИМВОЛОВ.

    Мы знаем, что каждый предлог можно зашифровать символом.

    Посмотрите на доску, расшифруйте символы. Слайд № 4.

    Хорошо. А сейчас прочитаем предложения, записанные с помощью символов. Скажите с каким словом, связан по смыслу предлог.

    Дети самостоятельно делают выводы.

    Слайды № 5 -6

    Запишите эту пару слов в тетрадь. Выделите предлог значком о.

    Учащиеся записывают в тетрадь словосочетания: в шкафу, по мосту, к морю, в лес, за ягодами.

    Следующая остановка на улице СЛОВОСОЧЕТАНИЙ.

    Прочитай слова, написанные на карточках. Слайд № 7.

    Река, мост, под; cтол, лампа, на; cтул, стол, у; едет, автобус, в; ползёт, по, лист.

    Ребята, вам понятен смысл? Составь понятное по смыслу словосочетание. Сколько слов в словосочетании? Какое слово изменило своё окончание? Какой предлог?

    Запишите словосочетание в тетрадь. Слайд № 8.

    Ребята, со словосочетанием ползёт по листу составьте предложение.

    Сколько слов в предложении? На каком месте стоит предлог?

    Запишите предложение в тетрадь.

    Вот мы с вами подъехали к самой длинной улице - улице ПРЕДЛОЖЕНИЙ, на которой будет несколько остановок.

    Первая остановка покажет кто самый внимательный.

    Ребята, послушайте предложения и скажите сколько в нём слов. Под дубом лежат жёлуди.

    Какой предлог? На каком по счёту месте он стоит в предложении.

    Аналогичная работа проводится со следующими предложениями.

    Хитрая лиса подкралась к норе.
    Ученики ходили на экскурсию в музей.
    Пироги вынули из печи.
    На двери повесили замок.

    Слайд № 9.

    Мы продолжаем движение по улице предложений. Нас ждёт остановка Пропущенных предлогов.

    Ребята, прочитайте предлоги.

    Вы каждый предлог должны вернут “в своё” предложение “на своё место”.

    Ученики получают конверты с предлогами: в, за, из, с, к, у, на и карточку с предложениями.

    Ученики самостоятельно выполняют задание, после чего выполняется проверка задания. Слайд №10, слайд № 11.

    Ребята, найдите предложение в котором есть два предлога и запишите его в тетрадь, выделив предлоги.

    Динамическая пауза.

    Остановка на улице “АКТИВНАЯ”.

    Игра “Наоборот” с перекидыванием мяча. Логопед начинает фразу, а ученики заканчивают.

    Над окном - под окном
    Под землёй - над землёй
    К двери – от двери
    Перед уроком – после урока
    От дома – к дому
    В портфель – из портфеля
    Из школы – в школу
    На ветку - с ветки.
    Перед домом - за домом.

    Продолжаем путь. ОСТАНОВКА СХЕМАТИЧЕСКАЯ.

    Прочитайте слова, записанные на доске. Из данных слов вы должны составить предложения по вопросам и схемам.

    Дайте ответ на вопрос: “Кто кружит над старым деревом?”

    Работа проводится с опорой на слайд № 12.

    Внимательно послушайте мой второй вопрос.

    Где кружит грач? Каким предложением мы ответим?

    Над старым деревом кружит грач. Работа по слайду № 13.

    На каком месте стоит предлог в предложении? Запишите предложение в тетрадь, выделив предлог.

    Последняя остановка нашего пути называется “Я САМ”.

    Вы должны самостоятельно составить предложение используя слова, записанные на доске, правильно выбрав предлог из скобок. В помощь вам будет сюжетная картинка.

    Слайд № 14.

    Скала, поднимается, (в, с, на, из), альпинист.

    V. Подведение итогов занятия. Оценивание работы детей.

    1. Чему мы учились на занятии?
    2. Что такое предлоги?
    3. Какие бывают предлоги?
    4. Для чего они нужны?
    5. Что показалось трудным
    6. Какие задания были интересны?

    Логопед оценивает работу детей и делает итоговый вывод самое главное не забывайте, что предлог маленькое слово, которое не только связывает слова и объединяет их в предложении, но и указывает на место нахождение предметов. Слайд №15.

    УЧРЕЖДЕНИЕ Школа №1985
    г. Москва

    КОНСПЕКТ

    на тему:

    «ПУТЕШЕСТВИЕ

    В

    СТРАНУ

    ЗЕЛЁНЫХ ЛЕСОВ»

    Учитель – логопед ГБОУ Школа №1985

    КРЫСАНОВА Е.А.

    г. МОСКВА

    ТЕМА: ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗЕЛЁНЫХ ЛЕСОВ.

    ЦЕЛЬ: ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ.

    ЗАДАЧИ:

    1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

      активизировать словарный запас по теме: «Дикие животные»;

      развивать координацию движений;

      работать над развитием диафрагмального дыхания;

      развивать логическое мышление;

      развивать творческое воображение и подражательность.

    2. КОРРЕКЦИОННЫЕ :

    Закреплять умение правильно употреблять существительные в

    форме родительного падежа с предлогом БЕЗ и без него;

      развивать мыслительные процессы с применением технологии проблемного обучения;

      развивать внимание, зрительное восприятие, слухомоторные координации, ориентировку в пространстве;

      развивать общую и мелкую моторику.

      закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные

    3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

      воспитывать чувства эмпатии, сопереживания героине занятия и

    своим товарищам, готовности прийти на помощь;

      воспитывать навык самоконтроля (в том числе и за речью через

    оральный, акустический контроль) и самооценки.

    ОБОРУДОВАНИЕ : предметные картинки, телефон, «портреты» лисы

    без отдельных частей тела, «портреты» лисы из

    серии «Что напутал художник», маска, микрофон

    лисы, сшитые «предметы» без отдельных деталей.

    I . Орг. момент

    Логопед : Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть сегодня.

    II . Создание проблемной ситуации

    а) Раздаётся звонок.

    Логопед (берёт сотовый телефон). Мне позвонили из страны зелёных лесов и сказали, что злая волшебница заколдовала какое-то животное и очень просят нас помочь его расколдовать. Поможем?

    О животном известно очень мало, лишь то, что у него:

    Рыжая пушистая шерсть;

    Ловкие лапы;

    Рыжий пушистый хвост;

    Хитрые глаза

    б) Логопед : Вы догадались, какое животное заколдовали? Почему вы так думаете?

    Дети : Потому что только у лисы рыжая пушистая шерсть и хитрые глаза и т.д.

    А ты как считаешь? А ты согласен с ответом?

    Логопед: Да, дети, это действительно лиса. Поможем лисичке. Для этого нужно отправиться в страну зелёных лесов. Я предлагаю полететь на самолёте. Посмотрите на него внимательно. Без чего самолёт?

    Дети: Самолёт без крыла.

    III . Новая тема.

    Логопед: Сегодня мы будем учиться правильно отвечать на вопросы: «Без чего?”, «Чего не стало?». У нас самолёт без чего? (утрированно выделяется голосом предлог «без») - (без крыла) . Давайте его отремонтируем

    а) Развитие мелкой моторики.

    Взяли гвоздики, (дети показывают указательные пальцы обеих рук)

    железо, (имитируют кусок железа)

    молоточки - (дети ударяют кулачками правой и левой рук друг о друга)

    тук-тук-тук и сделали самолёт.

    Нет самолёта без мотора, (большой палец по очереди касается остальных

    Нет самолёта без крыла, пальцев)

    Нет самолёта без пилота,

    Нет самолёта без хвоста.

    Логопед: Итак, представьте, что вы находитесь в самолёте и мы отправляемся в полёт. 3-2-1-пуск – полетели! Мимо нас проплывают облака и мы скоро окажемся в стране зелёных лесов.

    Вот мы и прилетели. Что- то никто нас не встречает. Давайте посмотрим вокруг, может быть что- нибудь найдём?

    Смотрите, портреты лисы, да какие-то они странные! Её заколдовала злая волшебница так, что у неё исчезли разные части тела.

    б) Игра: «Без чего лиса?»

    Без чего лиса? (лиса без хвоста, лиса без уха, без лапы, без носа) и т.д.»

    «Портреты» лисы выставляются на наборное полотно

    Логопед: Назовите портреты, которые находятся справа от вас, а теперь – портреты, которые находятся слева от вас.

    в) Логопед: А вот ещё какие-то портреты. Здесь злая волшебница так заколдовала лисичку, что её прямо не узнать.

    Посмотрите внимательно и скажите,без чего должна быть лиса?

    Дети: Лиса должна быть без беличьего хвоста, у неё должен быть лисий хвост)

    Логопед : Чего не должно быть у лисы?

    Дети: У лисы не должно быть волчьей шерсти, а должна быть лисья шерсть)

    Логопед: Без чего должна быть лиса?

    Дети : Лиса должна быть без заячьих ушей, у неё должны быть лисьи уши) и т.д.

    г) Логопед: Злая волшебница заколдовала не только лису, но и все предметы, которые встречались на её пути. Давайте посмотрим на них, скажём «без чего они?» и пристегнём недостающую часть.

    Логопед : Без чего у тебя ёлочка?

    Дети: Ёлочка без звезды, я пристегну звезду.

    Логопед: Чего не хватает корзине?

    Дети: Корзине не хватает гриба, я пристегну гриб.

    Логопед: Без чего машина?

    Дети: Машина без колёс, я пристегну колёса и т.д.

    IV . Динамическая пауза

    Логопед: Вот мы и расколдовали лису и скоро с ней встретимся.

    а) А сейчас мы оказались на лесной полянке, где растут ели, берёзы, дубы, летают птицы, вьют гнёзда, растут цветы (развитие мелкой моторики)

    Вырос весенний цветок на поляне,

    Утром весенним раскрыл лепестки.

    Всем лепесткам красоту и питанье

    Дружно дают под землёй корешки.

    б) На полянке лисичка готовится к охоте

    Носик вправо, носик влево-1-2-3.

    Носик вправо, носик влево 1-2-3.

    Лапка вверх- лапка вниз

    Пробежались на месте (повторяем 2 раза)

    Хвостик вправо, хвостик влево

    Повиляли хвостиком (повторяем 2 раза)

    в) Развитие общей моторики

    Я лиса – рыжая краса

    И все в лесу знают про мою красу.

    И поэтому никак не могу я быть

    Без рыжего хвоста, без тёплой шубки

    Без пушистого живота, без хитрой прибаутки

    Без острых когтей, без верных друзей

    Без маленьких лисят,что так играть хотят (дети показывают движения в соответствии со словами текста)

    V . Закрепляющий этап

    Логопед : Вот и мы давайте превратимся в маленьких лисят и поиграем

    а) Игра: «Без кого мы остались?» (один из детей выходит из кабинета, остальные дети говорят, кого не стало)

    Мы так с вами набегались, что очень захотелось пить

    б) Игра: «Желание»

    Я выпью стакан сока.

    Я выпью стакан кефира.

    Я выпью стакан воды и т.д.

    в) Логопед: лисичка очень рада тому, что вы её расколдовали и приглашает вас на телепередачу, она готова ответить на ваши вопросы.

    Дети задают лисе (ребёнку) вопросы

    Дети: Лисичка, где ты живёшь?

    Лиса: Я живу в лесу, в норке

    Дети: Лисичка, без чего бы тебе было холодно зимой?

    Лиса: Мне было бы холодно зимой без моей тёплой шубки

    Дети: Лисичка, без кого бы тебе было грустно и скучно?

    Лиса: Мне было бы грустно без моих рыженьких лисят

    Дети : Чем ты питаешься, лисичка?

    Лиса : Я люблю покушать курочку, зайчика.

    Дети: Без чего тебе было бы трудно заметать следы? (без хвоста) и т.д.

    г) Логопед: Лисичка предлагает вам поиграть с ней.

    Игра: «Что без чего не бывает?»

    Например, дома не бывает без крыши

    Гриба не бывает без шляпки.

    Сумки не бывает без ручки и т.д.

    VI . Итог занятия

    Логопед : Лисичка хочет вас поблагодарить за то, что вы ей помогли и угостить чем-то вкусненьким. Но сначала скажите, что мы делали на занятии?

    Чем мы занимались? С каким маленьким, но очень важным словом мы играли?

    Логопед : А вам бы хотелось ещё побывать в стране зелёных лесов?

    Ребята, вы все молодцы, достойно помогали лисичке.

    Спасибо вам большое!

    Терехова О.И., учитель-логопед ГБОУ СОШ №305 СВАО г.Москвы

    1. 1)активизация словаря;
    2. 2)упражнение в практическом использовании предлогов;
    3. 3)знакомство с предлогом “между”;
    4. 4)развитие слухового и зрительного внимания и памяти;
    5. 5)развитие логического мышления.

    Оборудование:

    1. 1)карточки с изображением домиков;
    2. 2)карточки со схемами предлогов;
    3. 3)игрушечная собачка;
    4. 4)мультимедийное устройство;
    5. 5)картинки с изображениями зайца, волка, цыплёнка.

    Ход занятия.

    1.Орг.момент.

    2.Сообщение темы.

    Послушайте, получился ли рассказ у Незнайки?

    Далеко-далеко … лесу избушка. … избушки окошки. … окошках ставенки. … дверцах петушки нарисованы. Поздней ночью улетит баба-Яга … ступе … охоту. А петушки оживут, … землю спрыгнут. Бегают … земле, ягодки клюют, радуются. Леший попадётся, лешего … пятку ущипнут. Шум, гомон, веселье!

    Рано утром баба-Яга … охоты прилетит. Грозно посмотрит, скажет: “… место бездельники!” И опять скучают … дверцах петушки.

    Получился рассказ у Незнайки? Почему? Что он забыл? Давайте поможем ему.

    Внимание на экран: Предлоги служат для связи слов в предложении.

    3.Возьмите свои карточки с домиками. Нарисуйте занавески в домике, трубу на крыше, крыльцо у домика, солнышко над домиком, березу около домика.

    Все правильно нарисовали. Что помогло вам нарисовать правильно?

    На экране правило: предлоги говорят о месте, где находится предмет.

    4.Какие предлоги вы знаете? Составление предложения с предлогами, используя схемы.

    5.К нам пришла собачка. Она любит играть в прятки. Поиграем с ней.

    Собачка прячется под стол. –Где собачка? (под столом, за спинкой стула, в вазе, под книгой и т.д.)

    6.Физкульт минутка.

    Шелестят ветвями дубы,

    Под дубами растут грибы.

    В реке глубока вода

    Отделяй предлоги всегда.

    7. Правда или шутка?

    Дед в печи, дрова на печи.

    На столе сапожки, под столом лепёшки.

    Овечки в речке, караси у речки.

    Под столом портрет, над столом табурет.

    8. Поиграем в игру “Предлоги наоборот”.

    В лес – из леса

    К двери – от двери

    К доске – от доски

    К берегу – от берега

    Над землёй – под землёй

    Над водой – под водой.

    9. “Путаница”. Составляем предложения:

    Ребята, катаются, горки, с.

    Зимой, снега, много, лесу, в.

    Детям, подарили, на, подарки, празднике.

    Заснеженные, деревья, в, стоят, лесу, сказочном.

    Метро, строят, землёй, под.

    Весной, снега, из-под, пробьются, первые, подснежники.

    10. Внимание на экран: Предлоги пишутся раздельно с другими словами в предложении.

    11. Определить, предлог или нет?

    (В) лесу (из-за) угла

    (из) дома (над) озером

    (до) шёл (об) радовался

    (до) бежал (за) грустил

    (при) нёс (через) дорогу

    (пере) прыгнул

    12. Знакомство с предлогом между. Посадим в домике. Рисунок с изображением домика.

    Зайца - между морковкой и волком;

    волка – между лисой и зайцем;

    цыплёнка – между петухом и курицей.

    13. Итог занятия.

    Литература:

    1. Алексей Толстой сказка “Петушки”.
    2. Е. В. Новикова “Секреты предлогов и падежей”. Серия “Практическая логопедия” Издательство “Гном”.
    3. И. Н. Садовникова “Нарушения письменной речи у младших школьников” Москва, “Просвещение”, 1983.

    Логопедическая работа над правильным употреблением предлогов.

    В условиях реализации ФГОС НОО при поступлении ребенка в школу проводится комплексное обследование каждого. Частью этого обследования является логопедическое, цель которого – выявление актуального уровня речевого развития. Обследуются шесть компонентов речевой системы: звукопроизношение, фонематическое восприятие, слоговая структура, грамматический строй, словообразовательные навыки, связная речь. Результаты обследования изучаются, анализируются, выявляются сильные (наиболее развитые) и слабые (проблемные) стороны речевого развития. По итогам диагностики первоклассники имеют более низкие показатели по блокам: словообразование, связная речь и грамматический строй. Наибольшее количество допущенных детьми ошибок – это добавление пропущенного предлога в предложение. Мы заметили, что данный вид работы сложен не только для детей, имеющих какие – либо речевые нарушения, но и для детей с нормой речевого развития. С целью дальнейшего развития устной речи, уточнения и расширения навыков словоизменения и словообразования в нашей школе разработана и внедрена программа внеурочной деятельности «Секреты правильной речи» для обучающихся 1 классов.

    Программа нацелена на выполнение следующих задач:

    1.Формировать связную речь как средство и форму мыслительной деятельности.

    2.Развивать лексический запас и грамматический строй речи в процессе практической деятельности.

    3. Развивать и совершенствовать психологические предпосылки к обучению.

    4. Формировать коммуникативные умения и навыки.

    5. Расширять кругозор.

    6. Воспитывать любовь к русской речи, к родному языку.

    Логопедические занятия проводятся фронтально 1 раз в неделю.

    Одним из блоков в программе является изучение темы «Предлоги», на котором остановлюсь более подробно.

    Предлоги – это слова, которые не имеют номинативного значения, но без знания этих слов дети не смогут овладеть структурой различных типов предложений и связной речью.

    Работа над темой «Предлоги» осуществляется в двух направлениях:

    Работа над пониманием роли предлогов в речи;

    Обучение правильному употреблению предлогов в речи.

    Этапы работы над предлогами:

    Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов. После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация нескольких предлогов. Чтобы правильно организовать работу, логопеду необходимо четко знать значение каждого из часто употребляемых предлогов. Разные авторы предлагают различное деление предлогов на группы и их изучение. Условно я разделила предлоги на 3 группы.

    1)Знакомство со значением предлогов.

    Предлоги местоположения:

    В – предмет находится внутри другого

    На - предмет находится сверху и касается другого предмета

    Под – предмет находится внизу

    Над – предмет находится сверху и не касается его

    У (около) - предмет находится рядом с другим предметом

    За – предмет прячется позади другого

    Между – предмет находится в середине, справа и слева другие предметы

    Предлоги движения:

    ПО – один предмет движется по поверхности другого

    От – предмет удаляется от другого предмета

    К – приближается к предмету

    Из – предмет сначала был внутри и его оттуда достали

    С – предмет находился на поверхности другого и его оттуда достали

    Через – кто – то или перешагивает, или перепрыгивает, или перелетает через какой-то предмет

    Сквозь – один предмет проходит полностью другой

    Сложные предлоги:

    Из-за – предмет был позади другого предмета и начал двигаться оттуда

    Из – под – предмет был внизу и его оттуда достали, или он сам оттуда движется

    С целью уточнения понимания предлогов в импрессивной речи можно рекомендовать такие задания. Подборка заданий осуществлена на примере предлога НА. Аналогично проводится работа над другими предлогами.

    2)Предлагаются картинки с различным пространственным расположением предметов (гусеница в грибке, над грибком, на грибке), а также вопрос к ним: « Где гусеница на грибке? Ребенок должен показать соответствующую картинку.

    3)Подружи слово – название этой картинки и предлог НА. (картинки цветов)

    3) Составление предложений по картинкам

    4) Логопед произносит фразу: Книга лежит на столе. А где ещё может лежать книга? (На стуле, на окне, на полке и т.д.)

    5) Игра «Придумай предложение».

    Цель: учить детей составлять предложение с заданным предлогом по двум опорным картинкам:

    Логопед предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки, соединенные стрелкой, и составить по ним предложение с «маленьким словом» (например, на). При составлении предложений полезно добиваться их вариативности, например:

    Птица села на ветку. Птица свила гнездо на ветке. Птица уселась на большую ветку. Птица сидит на ветке и поет и т.п.

    Необходимо контролировать, чтобы в предложении ребенка были оба опорных слова, а также предлог.

    6) Составление предложений по опорным картинкам и слову – действию.

    7) Упражнение «Послушай, запомни, назови».

    Цель: учить ребенка выделять в тексте предлоги (например, НА).

    Логопед четко, внятно читает стихи, уже не акцентируя голосом предлог НА. Задача ребенка - выделить в каждом коротком стихотворении «маленькое слово НА», то есть произнести его утрированно.

    На полянке возле речки загорали огуречки.

    Пели песенку, что скоро загорят, как помидоры.

    Воробей сидел на ветке у окна,

    Ну а я- на табуретке у окна.

    Посидели, посмотрели, покачались, полетели:

    Воробей на крышу с ветки,

    А я на пол с табуретки

    Белые снежинки на веточках висели,

    Белые снежинки от ветра полетели:

    На машины, на дорожку, на смешную нашу кошку,

    На высокие дома…

    Значит, к нам пришла зима!

    Аналогично проводится работа над другими предлогами.

    8)Логопед читает предложение. Если в предложении есть предлог НА, ребенок записывает его номер или рисует количество палочек, соответствующих номеру предложения.

    9)Чтение небольших рассказов, нахождение предложений с предлогом НА

    Можно предложить такие задания, к примеру, с предлогами ИЗ-С.

    1) Игра «Не зевай, отвечай». Ответь на вопросы логопеда.

    Платок лежал в кармане. Откуда достали платок?

    Машину поставили на стоянку. Откуда выехала машина?

    2) Закончи предложения.

    Мальчик спрыгнул (откуда?)…………

    Девочка вылила воду (откуда?)…………

    3)Самостоятельное составление предложений с предлогом ИЗ, а потом с предлогом С (схемы предлогов вывешены на доске). Можно разделить детей на две группы, чтобы создать соревновательный момент.

    После обучающего момента в занятия обязательно включаются упражнения на закрепления правильного и сознательного употребления в речи разных предложных конструкций.

    Задания:

    1) Начерти в тетради схему названного логопедом предлога.

    2) Игра «Не разорви цепочку» Детям предлагается вспомнить предлоги. Первый ребенок называет любой предлог, следующий повторяет его и называет свой, следующий повторяет уже два предлога и называет свой и т.д., пока не разорвется цепочка.

    3) Добавление предлога к падежной флексии существительного в словосочетаниях с глаголом: влетела... (клетка), вылетела... (клетка), подлетела... (клетка), отлетела... (клетка), залетела... (клетка).

    4) Игра «Правда или шутка». Прочитайте предложения, но в них допущены ошибки. Вы должны их исправить.
    Мяч играет с Сашей.

    Дорога едет по машине.

    Маша несет сумку в капусте.

    5) Игра «Помоги Незнайке» Учитель читает предложения, дети исправляют ошибки:

    Я перепрыгнул ПО лужу.

    Машина едет ЧЕРЕЗ дороге.

    6) Подстановочные упражнения. Детям необходимо вставить во фразу пропущенный предлог.

    Дом стоит ……реки. Собака вышла ……..будки.

    7) Составление предложений из слов, данных в начальной форме с использованием разных предлогов.

    Книга, стол, лежать. (Книга лежит на столе. Книга лежит под столом. Книга лежит за столом. Книга лежит около стола. И т.д.)

    8) Запись предложений под диктовку или списывание с печатного текста. Вместо существительных, к которым относится предлог, дети рисуют картинку.

    9) В тексте за определенное время вычеркнуть все предлоги.

    В конце учебного года был проведен итоговый логопедический мониторинг, с целью выявления динамики в речевом развитии. Данная работа дала положительные результаты.. При итоговом обследовании не обнаружилось серьезных проблем в пробах, направленных на выявление сформированности грамматического строя. Осознанное употребление предложных конструкций помогает вырабатывать у детей языковое чутьё и явление переноса. Усвоенные грамматические средства необходимы ребенку для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.