Блаженная домна томская. Святая блаженная домна томская Святая домна

Блаженная домна томская. Святая блаженная домна томская Святая домна

), блаженная старица

Память 16 октября (Сибир.), в Соборах Сибирских и Полтавских (Укр.) святых

Родилась в начале XIX века в дворянской семье в Полтавщине. Рано осиротев, жила и воспитывалась в доме своей тетки. Получила прекрасное образование и свободно говорила на нескольких языках. В молодости была красивой девушкой и к ней многие сватались, надеясь взять её в жёны. Но праведница желала ради Господа сохранить девство. Узнав, что родственники хотят насильно отдать её замуж, она тайно оставила дом, переоделась в простые одежды и странницей отправилась по святым местам. Документа, подтверждающего её личность, у неё не было, поэтому её арестовали в Полтаве . По решению суда под именем Марии Слепченко она была сослана в Сибирь , в Каинский округ.

Поселившись в Томске , она и восприняла на себя подвиг юродства . Постоянного жилища не имела, часто проводила дни и ночи под открытым небом. Одежда её состояла из разной величины узлов, навешанных почти на голое тело. В узлах этих были некуда не годные тряпки, старое мочало, веревки, ремни, обувь, битые стекла, камни, опилки и многое другое. Сверху этих узлов навешено было много мешочков – с хлебом, чаем, сахаром, ладаном, свечами, кислой капустой и т.д. Все это имело весьма внушительный вес, который сопровождал Домну Карповну всю ее жизнь. Домна часто перебирала их вместо четок, таким образом скрывая от людских взоров свою непрестанную молитву. Когда сердобольные люди в трескучие морозы дарили ей шубу, она с благодарностью принимала, но через несколько часов отдавала её другому бедняку, продолжая страдать от мороза.

Домна делала вид, что не любит нищих, и весьма редко кто видел ее им помогающей, но между тем собирать всякую ветошь и вообще все ненужные вещи она очень любила и заставляла своих знакомых беречь все это, непременно в ящиках. Потом через руки этих хранителей все вещи переходили к нищим. Особо Домна заботилась о странниках, для которых выпрашивала хлеб, булки, молоко и тому подобное и отдавала им, как называла она странников – "слепеньким".

Зная о тяжелом пребывании заключенных в Томском полицейском участке, Домна начинала расхаживать возле них и петь духовные песни, за что сама задерживалась. Узнав об этом, томские купцы и купчихи, почитавшие Домну, грудами несли ей пироги, блины, чай и сахар. Все это она раздавала бедствующим арестантам. Когда наступало время ее освобождения, товарищи по заключению "в простоте душевной желали ей поскорее попасть в тюрьму."

Помня слова Священного Писания: "Праведник милует душы скотов" (Притч 12, 10), святая проявляла заботу и о бездомных животных, а также цепных собаках. Она часто кормила их, а привязанных собак, о которых хозяева не заботились, отпускала на волю. Животные также любили праведницу и ночью во множестве окружали её. Томичи часто слышали во мраке ночи, среди собачьего лая, её молитвенные возгласы: "Пресвятая Богородице, спаси нас !"

Горячо и усердно молилась блаженная и в храме, но только когда там почти не было народа. По одному свидетельству: "Заглянула я однажды в придел храма, - смотрю, Домна Карповна, стоя на коленях, молится - ах, как молится! А слёзы-то, слёзы! Так и текут в два ручья из её глаз ." Но как только она замечала свидетелей своей молитвы, опять начинала юродствовать: переходила с места на место, разговаривала, гасила свечи.

Так среди подвигов юродства святая Домна хранила своё девство, несла добровольную нищету, умерщвляла греховные страсти, терпела зной и холод. К концу земной жизни получила от Господа дар прозорливости, которым служила духовной пользе ближних.

Преставилась 16 октября года и была погребена в

16 (29) октября Русская Православная Церковь молитвенно почитает память святой блаженной Домны Томской, Христа ради юродивой.

Божественную литургию памяти святой блаженной Домны Томской в храме святого благоверного князя Александра Невского возглавил настоятель иерей Сергий Никаноров. Настоятелю сослужили иерей Евгений Маслич, диакон Георгий Таразанов. Праздничное богослужение сопровождалосьмолитвенным пением хора Регентского отделения Томской духовной семинарии.

Накануне вечером в храмебыла совершена полиелейная служба, по окончании которой настоятель иерей Сергий подробно рассказал прихожанам о житии и духовном подвиге святой блаженной Домны.

Родилась святая в начале XIX века в дворянской семье в Полтавщине. Рано осиротев, жила и воспитывалась в доме своей тетки. Получила прекрасное образование и свободно говорила на нескольких языках. В молодости была красивой девушкой и к ней многие сватались, надеясь взять её в жёны. Но праведница желала ради Господа сохранить девство. Узнав, что родственники хотят насильно отдать её замуж, она тайно оставила дом, переоделась в простые одежды и странницей отправилась по святым местам. По решению суда, за бродяжничество, была сослана в Сибирь в Каинский округ.

Позднее, поселившись в Томске, восприняла на себя подвиг юродства. Постоянного жилища святая Домна не имела, часто проводила дни и ночи под открытым небом. Одежда её состояла из разной величины узлов, навешенных почти на голое тело. В узлах этих были никуда не годные тряпки, старое мочало, веревки, ремни, обувь, битые стекла, камни, опилки и многое другое. Сверху этих узлов навешено было много мешочков – с хлебом, чаем, сахаром, ладаном, свечами, кислой капустой и т.д. Все это имело весьма внушительный вес, который сопровождал Домну Карповну всю ее жизнь. Домна часто перебирала их вместо четок, таким образом, скрывая от людских взоров свою непрестанную молитву.Горячо и усердно молилась блаженная и в храме, но только когда там не было народа. Но как только она замечала свидетелей своей молитвы, опять начинала юродствовать: переходила с места на место, разговаривала, гасила свечи.

Помня слова Священного Писания: «Праведник милует душы скотов» (Притч 12, 10), святая проявляла заботу и о бездомных животных, а также цепных собаках. Она часто кормила их, а привязанных собак, о которых хозяева не заботились, отпускала на волю. Животные также любили праведницу и ночью во множестве окружали её. Томичи часто слышали во мраке ночи, среди собачьего лая, её молитвенные возгласы: «Пресвятая Богородице, спаси нас!»

Зная о тяжелом пребывании заключенных в Томском полицейском участке, Домна начинала расхаживать возле них и петь духовные песни, за что сама задерживалась. Узнав об этом, томские купцы и купчихи, почитавшие Домну, грудами несли ей пироги, блины, чай и сахар. Все это она раздавала бедствующим арестантам. Когда наступало время ее освобождения, товарищи по заключению «в простоте душевной желали ей поскорее попасть в тюрьму».

Так среди подвигов юродства святая Домна хранила своё девство, несла добровольную нищету, умерщвляла греховные страсти, терпела зной и холод. К концу земной жизни получила от Господа дар прозорливости, которым служила духовной пользе ближних.

Преставилась 16 октября 1872 года и была погребена в Иоанно-Предтеченском женском монастыре города Томска. В 1984 году была прославлена как блаженная при установлении празднования Собора Сибирских святых. Её захоронение было разорено в советские годы, но впоследствии близ того места была воздвигнута часовня её имени.

Песнопения праздника

Тропарь блаженной Домне Томской, глас 1

Глас апостола Твоего Павла услышав глаголющ: мы юроди Христа ради, раба Твоя, Христе Боже, мати Домно юрод бысть на земли Тебе ради; темже память ея почитающе, Тебе молимся: Господи, спаси души наша.

Кондак блаженной Домне Томской, глас 8:

Вышния красоты желая, нижния сласти телесныя тошно оставила еси, нестяжанием суетнаго мира, ангельское житие проходя, скончався, Домно блаженне; с нимиже Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

Ин кондак блаженной Домне Томской, глас 2:

Ангельски на земли поживших и со ангельскими чинами на Небеси ныне светло ликующих святых, в земли Сибирстей просиявших, песньми почтим: радуйся, блаженная мати Домно, в Сибири подвизавшаяся и Богу угодившая. Ты моли о нас Предвечнаго Бога.

Величание блаженной Домне Томской

Ублажаем тя, святая праведная мати Домно, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Родилась в начале XIX века в дворянской семье в Полтавщине, ее отца завали Карп. Рано осиротев, жила и воспитывалась в доме своей тетки. Получила прекрасное образование и свободно говорила на нескольких языках. В молодости была красивой девушкой и к ней многие сватались, надеясь взять её в жёны. Но праведница желала ради Господа сохранить девство. Узнав, что родственники хотят насильно отдать её замуж, она тайно оставила дом, переоделась в простые одежды и странницей отправилась по святым местам. Документа, подтверждающего её личность, у неё не было, поэтому её арестовали в Полтаве. По решению суда под именем Марии Слепченко она была сослана в Сибирь, в Каинский округ.

Блаженная Домна Томская (справа)

Кто она была в миру? Об этом можно только догадываться из различных списков и редакций ее жизнеописаний. Воспитание получила в дворянской семье, и ее благовоспитанность просвечивала даже во дни юродства. Была образованна, что видно из следующего: однажды мимо села, в котором в то время жила Домна Карповна, проезжала одна знатная женщина, и Домна долго беседовала с ней на иностранном языке. Наружность ее была привлекательная; в молодости она, очевидно, была очень красива. Но все это она вменила ни во что, возлюбив Господа Иисуса Христа и ради Его желая сохранить девство, она обрекла себя на трудный и опасный путь юродства.

Говорить о себе она не любила. Только однажды она сказала женам сельских священников: "Чепчики, маменьки, носите, платьице чистенькое. Лучше уважать будут. Смолоду я сама наряжалась хорошо. Жила я в господском доме, да ушла". В другом разговоре с преданной ей женщиной, которую она называла "мамкой", она говорила: "Родителей у меня не было, жила я у тетки. Тетка хотела отдать меня замуж силою, а я замуж идти вовсе не хотела. Гуляла в садике и убежала". Из других ее слов можно заключить, что она стала странствовать по святым местам: "Ступай в монастырь, - сказал ей один священник, - молиться за нас, грешных". - "Я уже много ходила по монастырям, - отвечала она, - да нигде не принимают, везде гонят, да, наконец, сослали в Сибирь".

Она не имела постоянного жилища, жила где Бог приведет, одевалась очень странно: собирала всякую ветхую одежду, составляла из нее узлы и затем всю себя обертывала и обвешивала этими тяжелыми узлами, которые, таким образом, представляли собою вериги. За пазухой и в карманах находились битые стекла, камни, щепки, опилки, навоз, сахар, которые она раздавала своим попечителям, придававшим этим подаркам иносказательный смысл.

В редких случаях Домна в беседе с некоторыми особами оставляла свое юродство и говорила разумно, назидательно, слово ее дышало высокой христианской любовью и своей теплотой успокаивало души слушающих.

Многие жители дарили ей подарки, а преосвященный Порфирий подарил даже шубу, она с благодарностью принимала и немедля раздавала нищим. Епископ Порфирий говорил: "Дурочка учит нас, умников. О, если бы и мы додумались до такой любви к ближнему и до такого терпения ради Христа!".

Любила Домна ходить по улицам и петь духовные песни, а также обличать сильных мира сего, за это она попадала в полицейскую тюрьму. Томские купцы и купчихи и сюда присылали целыми коробами блины, чай, сахар. Все это она раздавала арестантам. Когда блаженная выходила из-под ареста, то ее соузники иногда со слезами провожали ее и в простоте сердца желали ей поскорее опять попасть в полицию.

Она юродствовала на народе, но прекрасна и величава была ее тайная молитва. "Заглянула я однажды в придел, - рассказывала одна благочестивая женщина, - смотрю, Домна Карповна, стоя на коленях, молится, - ах, как молится! А слезы-то, слезы-то! так и текут в два ручья из глаз ее". Но чуть только замечала Домна Карповна свидетелей своей молитвы, как опять начинала юродствовать.

Домна делала вид, что не любит нищих, и весьма редко кто видел ее им помогающей, но между тем собирать всякую ветошь и вообще все ненужные вещи она очень любила и заставляла своих знакомых беречь все это, непременно в ящиках. Потом через руки этих хранителей все вещи переходили к нищим. Особо Домна заботилась о странниках, для которых выпрашивала хлеб, булки, молоко и тому подобное и отдавала им, как называла она странников – "слепеньким".

Зная о тяжелом пребывании заключенных в Томском полицейском участке, Домна начинала расхаживать возле них и петь духовные песни, за что сама задерживалась. Узнав об этом, томские купцы и купчихи, почитавшие Домну, грудами несли ей пироги, блины, чай и сахар. Все это она раздавала бедствующим арестантам. Когда наступало время ее освобождения, товарищи по заключению "в простоте душевной желали ей поскорее попасть в тюрьму."

Помня слова Священного Писания: "Праведник милует души скотов" (Притч 12:10), святая проявляла заботу и о бездомных животных, а также цепных собаках. Она часто кормила их, а привязанных собак, о которых хозяева не заботились, отпускала на волю. Животные также любили праведницу и ночью во множестве окружали её. Томичи часто слышали во мраке ночи, среди собачьего лая, её молитвенные возгласы: "Пресвятая Богородице, спаси нас!"

Горячо и усердно молилась блаженная и в храме, но только когда там почти не было народа. По одному свидетельству: "Заглянула я однажды в придел храма, - смотрю, Домна Карповна, стоя на коленях, молится - ах, как молится! А слёзы-то, слёзы! Так и текут в два ручья из её глаз." Но как только она замечала свидетелей своей молитвы, опять начинала юродствовать: переходила с места на место, разговаривала, гасила свечи.

Так среди подвигов юродства святая Домна хранила своё девство, несла добровольную нищету, умерщвляла греховные страсти, терпела зной и холод. К концу земной жизни получила от Господа дар прозорливости, которым служила духовной пользе ближних.

Блаженная Домна предсказала имя нового Томского архипастыря - Алексия.

Преставилась 16 октября 1872 года и была погребена в Иоанно-Предтеченском женском монастыре города Томска. В 1984 году была прославлена как блаженная при установлении празднования Собора Сибирских святых. Её захоронение было разорено в советские годы, но впоследствии близ того места была воздвигнута часовня её имени.

***

Молитва блаженной Домне Томской, Христа ради юродивой:

  • Молитва святой блаженной Домне Томской, Христа ради юродивой . Блаженная Домна Томская - заступница всех нуждающихся и обидимых, молитвенная помощница в семейных заботах и скорбях, покровительница социальных работников и благотворителей. Ей молятся о помощи при плотских искушениях и соблюдении девства

Жития священномучеников Анфима, епископа, и с ним Феофила, диакона, мучеников Дорофея, Мардония, Мигдония, Петра, Индиса, Горгония, Зинона, Домны девы и Евфимия

Свя-щен-но-му-че-ник Ан-фим, епи-скоп Ни-ко-ми-дий-ский, и с ним дру-гие му-че-ни-ки по-стра-да-ли во вре-мя го-не-ния на хри-сти-ан при им-пе-ра-то-рах Дио-кли-ти-ане (284-305) и Мак-си-ми-ане (284-305). Пре-сле-до-ва-ния хри-сти-ан осо-бен-но обост-ри-лись по-сле то-го, как в Ни-ко-ми-дий-ском им-пе-ра-тор-ском двор-це слу-чил-ся по-жар. Языч-ни-ки об-ви-ни-ли хри-сти-ан в умыш-лен-ном под-жо-ге и про-яви-ли по от-но-ше-нию к ним неслы-хан-ную же-сто-кость. Так, в од-ной толь-ко Ни-ко-ми-дии в день Рож-де-ства Хри-сто-ва бы-ло со-жже-но в хра-ме до два-дца-ти ты-сяч мо-ля-щих-ся. Од-на-ко эти бес-че-ло-веч-ные дей-ствия не устра-ши-ли хри-сти-ан: они твер-до ис-по-ве-до-ва-ли свою ве-ру и при-ни-ма-ли му-че-ни-че-скую смерть за Хри-ста. Так, стра-даль-че-ски скон-ча-лись в то вре-мя свя-тые До-ро-фей, Мар-до-ний, Ми-гдо-ний, Петр, Ин-дис и Гор-го-ний. Од-ни из них бы-ли усе-че-ны ме-чом, дру-гие - со-жже-ны, за-сы-па-ны зем-лей или утоп-ле-ны в мо-ре. Зи-нон, во-ин, за сме-лые об-ли-че-ния им-пе-ра-то-ра Мак-си-ми-а-на был по-бит кам-ня-ми, а за-тем обез-глав-лен. То-гда же по-гиб-ла от рук языч-ни-ков быв-шая жри-ца, свя-тая де-ва Дом-на, и свя-той Ев-фи-мий, ко-то-рые за-бо-ти-лись о том, чтобы те-ла свя-тых му-че-ни-ков бы-ли по-гре-бе-ны. Епи-скоп Ан-фим, управ-ляв-ший Ни-ко-ми-дий-ской цер-ко-вью, по прось-бе паст-вы скры-вал-ся в се-ле-нии неда-ле-ко от Ни-ко-ми-дии. От-ту-да он об-ра-щал-ся к хри-сти-а-нам с по-сла-ни-я-ми, в ко-то-рых убеж-дал их твер-до дер-жать-ся свя-той ве-ры и не стра-шить-ся му-че-ний. Од-но из его пи-сем, по-слан-ное с диа-ко-ном Фе-о-фи-лом, бы-ло пе-ре-хва-че-но и пе-ре-да-но им-пе-ра-то-ру Мак-си-ми-а-ну. Фе-о-фил был под-верг-нут до-про-су и умер под пыт-ка-ми, так и не от-крыв сво-им му-чи-те-лям ме-сто-пре-бы-ва-ние епи-ско-па Ан-фи-ма. Через неко-то-рое вре-мя Мак-си-ми-а-ну все же уда-лось узнать, где на-хо-дит-ся свя-той Ан-фим, и он по-слал за ним от-ряд во-и-нов. На пу-ти по-встре-чал-ся сам епи-скоп. Во-и-ны не узна-ли свя-то-го, но он по-звал их к се-бе, уго-стил обе-дом, а за-тем от-крыл, что он и есть тот, ко-го они ищут. Во-и-ны не зна-ли, что де-лать, хо-те-ли оста-вить свя-то-го и ска-зать им-пе-ра-то-ру, что не на-шли его. Епи-скоп Ан-фим не тер-пел лжи и не со-гла-сил-ся на это. Во-и-ны уве-ро-ва-ли во Хри-ста и при-ня-ли Свя-тое Кре-ще-ние. Но при этом свя-ти-тель все же за-ста-вил их ис-пол-нить при-ка-за-ние пра-ви-те-ля. Ко-гда епи-скоп Ан-фим явил-ся к ца-рю, тот при-ка-зал при-не-сти ору-дия каз-ни и по-ло-жить пе-ред ним. "Неуже-ли ты, царь, ду-ма-ешь устра-шить ме-ня ору-ди-я-ми каз-ни? - спро-сил свя-ти-тель. - Нет, не устра-шишь то-го, кто сам же-ла-ет уме-реть за Хри-ста! Казнь устра-ша-ет толь-ко ма-ло-душ-ных, для ко-то-рых вре-мен-ная жизнь до-ро-же все-го". То-гда царь рас-по-ря-дил-ся же-сто-ко му-чить свя-то-го и усечь ме-чом. Епи-скоп Ан-фим до по-след-не-го вздо-ха ра-дост-но сла-вил Бо-га, за Ко-то-ро-го спо-до-бил-ся по-стра-дать († 302).

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь мученикам Никомидийским

Страстоте́рпцы Госпо́дни,/ блаже́нна земля́, напи́вшаяся кровьми́ ва́шими,/ и свя́та селе́ния, прии́мшая телеса́ ва́ша:/ в по́двизе бо врага́ победи́сте/ и Христа́ со дерзнове́нием пропове́дасте./ Того́, я́ко бла́га, моли́те// спасти́ся, мо́лимся, душа́м на́шим.

Перевод: Господни! Блаженна земля, утучненная кровью вашей, и святы обители, принявшие тела ваши: ибо вы во время подвига восторжествовали над врагом и о Христе со провозгласили; Его, как Благого, умолите о спасении душ наших, молимся вам.

Кондак мученикам Никомидийским

Тве́рди душе́ю по ве́ре, святи́и,/ огне́м страда́ние прие́мше, две тьме страда́лец/ вопию́ще Ро́ждшемуся от Де́вы:/ приими́ всесожже́ния на́ша за Тя,/ я́коже да́ры пе́рсских царе́й, зла́то, и сми́рну, и лива́н,// Преве́чный Бо́же.

Перевод: Крепкие душой в вере, святые, претерпели страдания в огне, двадцать тысяч мучеников, взывая к Родившемуся от Девы: «Прими жертву всесожжения нашего за Тебя, как дары персидских царей, золото, смирну и ладан, Превечный Боже».

Христос в Евангелии говорит: "Царство Небесное подобно жемчужине, найдя которую, человек оставляет всё, чтобы приобрести её". В порыве горячей любви к Своему Спасителю и Господу многие люди оставляют мир, славу и богатство, чтобы всегда неразлучно пребывать с Богом. Ради Господа и спасения души они терпят многие невзгоды и лишения, зная, что единственное их сокровище - благодать Святого Духа. Нередко Господь наделяет таких Своих избранников чудесными дарами - исцеления прозорливости, утешения. Чтобы избегать человеческой славы, они принимали на себя внутренний вид безумия, посрамляя суетную гордыню этого мятежного мира. Такой христианский подвиг именуется Христа ради юродством. Многие прошли этим путем и среди них - блаженная Домна Томская.

Она родилась в начале XIX века в знатной семье. Рано осиротев, Домна жила и воспитывалась в доме своей тетки. Она получила прекрасное образование и свободно говорила на нескольких языках. В молодости Домна была красивой девушкой и потому к ней многие сватались, надеясь взять её в жёны. Но праведница желала ради Господа сохранить своё девство. Узнав, что родственники хотят насильно отдать её замуж, она тайно оставила дом, переоделась в простые одежды и странницей отправилась по святым местам. Документа, подтверждающего её личность, у неё не было, поэтому её арестовали и сослали в Сибирь, где, поселившись в городе Томске, она и восприняла на себя подвиг юродства.

Постоянного жилища Домна Карповна не имела, часто проводила дни и ночи под открытым небом. Одежда её состояла из разной величины узлов, навешанных почти на голое тело. Домна часто перебирала их вместо четок, таким образом скрывая от людских взоров свою непрестанную молитву. Когда сердобольные люди в трескучие морозы дарили ей шубу, она с благодарностью принимала, но через несколько часов отдавала её другому бедняку, продолжая страдать от мороза. Такова была её любовь к ближним. Зная о тяжелом пребывании заключенных в Томском полицейском участке, Домна начинала расхаживать возле них и петь духовные песни, за что сама задерживалась. Узнав об этом, томские купцы и купчихи, почитавшие Домну, грудами несли ей пироги, блины, чай и сахар. Все это она раздавала бедствующим арестантам.

Помня слова Священного Писания: "Блажен, кто и скотов милует",- святая проявляла заботу и о бездомных животных, а также цепных собаках. Она часто кормила их, а привязанных собак, о которых хозяева не заботились, отпускала на волю. Животные также любили праведницу и ночью во множестве окружали её. Но и среди бессловесных Домна Карповна не забывала о Боге, и Томичи часто слышали во мраке ночи, среди собачьего воя её молитвенные возгласы: "Пресвятая Богородице, спаси нас!"

Горячо и усердно молилась блаженная и в храме, но только когда там почти не было народа. "Заглянула я однажды в придел храма,- смотрю, Домна Карповна, стоя на коленях, молится - ах, как молится! А слёзы-то, слёзы! Так и текут в два ручья из её глаз". Но как только она замечала свидетелей своей молитвы, опять начинала юродствовать: переходила с места на место, разговаривала, гасила свечи.

Так среди подвигов юродства святая Домна хранила своё девство, несла добровольную нищету, умерщвляла греховные страсти, терпела зной и холод. К концу своей жизни она получила от Господа дар прозорливости, которым служила духовной пользе ближних. Свою душу Господу она предала 16 октября (29 октября нового стиля) 1872 года и погребена в Иоанно-Предтеченском женском монастыре г. Томска. Недалеко от её захоронения, преданного разорению в послереволюционные годы, в наши дни воздвигнута часовня её имени.