Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука в словах и предложениях. Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения "Автоматизация звука в словах" Автоматизация ш индивидуальное занятие
Цели:
Коррекционно-образовательные:
З акрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука Ш, продолжать учить правильно произносить звук Ш в слогах и словах, учить определять наличие звука в словах, упражнять в образовании Им.П.множественного числа имен существительных.
Коррекционно-развивающие:
Развивать артикуляционную и мелкую моторику; фонематический слух; силу ротового выдоха; зрительное внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие.
Ход занятия.
1. Организационный момент: Правило речи:
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Громко, четко, говорим
И никогда мы не спешим!
2. Сообщение темы занятия. « Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться произносить звук Ш».
3. Артикуляционно-пальчиковый игротренинг (упражнения для звука Ш)
Сказка: Жила-была мышка. Проснулась она в своем домике, открыла окошечко и вышла на крылечко, погрелась на солнышке («Лопаточка») и пошла домой мышка пить чай из чашечки («Чашечка»). Выпила одну чашечку чая, другую, третью. Вспомнила, что у нее есть варенье и бублик («Вкусное варенье», «Бублик»). Потом мышка увидела пушинку и решила с ней немного поиграть («Фокус»).
4. Развитие фонематического слуха.
Вдруг захотелось ей поиграть с воздушным шариком. Если его плохо держать, то из него начинает выходить воздух: ш-ш-ш. Слушай внимательно и крепко сжимай кулачки, когда шар начнет спускаться: С, Ф, Ш, Х, Ш, Ж, Ч, Ш, ША, СА, ШУ, ЖИ, ШИ, ШАПКА, ЖАБА, ШУБА, САПОГИ, МАШИНА
(Логопед произносит звуки, слоги, слова, а ребенок выделяет на слух звук Ш, слоги со звуком Ш, слова со звуком Ш).
5. Анализ артикуляции
- Губы округлены и слегка вытянуты вперед
- Зубы сближены, но не соприкасаются
- Широкий кончик языка поднят к альвеолам, но не прижат к ним.
- Средняя часть языка прогибается книзу.
- Боковые края прижаты к верхним коренным зубам.
Широкая, теплая воздушная струя проходит равномерно по середине языка
Игра на звукоподражание: « Змея шипит»: вдох носом, выдох: Ш-Ш-Ш-Ш
6. Договаривание последнего звука
А потом захотелось ей в прятки поиграть. Спряталась мышка в своем домике и тихонько шуршит: ш – ш – ш. Чем это она так шуршит? Это она разглядывает свои картинки. Давай посмотрим и пошуршим вместе с мышкой: мы … , ду … , камы … , малы … .
(Логопед показывает и называет ребенку картинку, а тот договаривает последний звук.)
7. Автоматизация в слогах.
Мышка села за пианино и запела песенки – шуршалочки. Послушай их и спой вместе с мышкой: ша – шу – ша, ши – шо – ши, ше – ша – шу, ша – ши – шо.
(Ребенок «играет» пальчиками на «пианино» и проговаривает слоговые цепочки.)
А потом она пошла грызть орешки: аша ыши эше ушу аш ош ыш уш
(Ребенок проговаривает слоги, соединяя пальчики на обеих руках)
8. Автоматизация в словах.
А) Отправилась мышка на прогулку, но не может найти дорожку. Помоги ей. Нужно выбрать только те картинки, в названии которых есть звук Ш, и выложить из картинок
дорожку.
б) решила мышка по пути зайти в магазин. Мышка увидела много разных предметов.
(Перед ребенком выкладываются картинки: шуба, машина, шкаф, подушка и др.).
Проводится игра «Один - много»:
шуба- шубы, машина- шкаф- шапка- подушка-
Ну вот теперь пора мышке и домой.
г) Пришла мышка домой и стала сочинять стихи. А чтобы мышке было легче, подскажи ей последние словечки.
Носит яркий гребешок Мышка моется под душем,
наш веселый … моет хвостик, моет…
Вот бежит малышка Зашуршали тихо шины –
Серенькая … Это едет к нам ….
9. Итог занятия. Нам пора прощаться с мышкой. Ты сегодня очень хорошо ей помогал!А какой звук помогал тебе на занятии?
Направление:
Познавательно-речевое развитие
Социально-личностное развитие
Коммуникация
Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш].
Учить чётко произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.
Развивать фонематическое восприятие.
Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Упражнять в образовании родственных слов.
Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
Совершенствовать навыки анализа и синтеза слов.
Коррекционно-развивающие:
Продолжать развивать память, мышление, внимание.
Воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка.
Оборудование: игрушки: медвежонок и змейка; ПК с артикуляционной гимнастикой и игровым материалом; тематические карточки; зеркало, платочек.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».
Направление:
Познавательно-речевое развитие
Социально-личностное развитие
Ведущая образовательная область:
Коммуникация
Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш].
Учить чётко произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.
Развивать фонематическое восприятие.
Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Упражнять в образовании родственных слов.
Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
Совершенствовать навыки анализа и синтеза слов.
Коррекционно-развивающие:
Продолжать развивать память, мышление, внимание.
Коррекционно- воспитательные:
Воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка.
Оборудование: игрушки: медвежонок и змейка; ПК с артикуляционной гимнастикой и игровым материалом; тематические карточки; зеркало, платочек.
1.Ход занятия.
2.Артикуляционная гимнастика (изображения на ПК).
3.Дыхательная гимнастика.
4.Произношение звука [Ш] в слогах.
5.Автоматизация звука [Ш] в словах.
Игра «Запомни и повтори»
Игра «Рифмы» (чистоговорки)
Игра «Назови ласково»
Игра «Новые слова»
6.Физ.минутка.
Автоматизация звука [Ш] в предложениях.
Игра «Исправь предложение» (изображение на ПК).
7.Деление слов на слоги.
8.Звуковой анализ слов.
9.Итог занятия. Игра «Лабиринт» (картинка на ПК)
I.Ход занятия.
Сегодня я тебе расскажу одну историю. В волшебном лесу, в самой чаще под сосной, жил в своей берлоге медвежонок Мишутка. Как-то утром он проснулся от странного звука Ш-Ш-Ш… Медвежонку стало интересно, кто так шумит. Он выглянул в окошко и увидел как падают осенние листья на крышу его домика и шелестят. Мишутка решил вернуться в свой домик. Только он лёг в кровать, как услышал ещё один звук кап – кап – кап.… Неужели начался дождик, подумал Мишутка, вскочил с кровати и выглянул в окно. На улице по - прежнему светило солнышко, а с крыши падали капли. Мишутка вышел из домика и посмотрел на крышу. На крыше он увидел маленькую змейку. Она лежала на осенних листьях и плакала. Сначала Мишутка испугался змейки. Но она так горько плакала, что медвежонку стало её жалко. Мишутка спросил змейку: «Почему ты плачешь?». Змейка ответила: «Со мной никто не дружит! Все меня боятся». Медвежонку было очень, очень жалко змейку, и он предложил ей дружить. «Как тебя зовут?» - спросил Мишутка змейку. «Шуша» - ответила змейка. «А меня Мишутка» - сказал медвежонок. « А почему ты всё время шипишь?» - спросил Мишутка. «Это мой любимый звук» - ответила Шуша. « А ты умеешь шипеть?» - спросила Шуша. « Нет» - ответил Мишутка. Тогда Шуша предложила: «Давай я тебя научу шипеть!» «Давай» - обрадовался Мишутка и попробовал пошипеть. Но у него ничего не получилось, только: «С-с-з-с-з» Шуша рассмеялась. «Повторяй за мной Мишутка» - сказала змейка.
II.Артикуляционная гимнастика.
Шорох, шелест, шин шуршанье…
Ш! Чтоб звук красивым вышел,
Шире язычок и выше!
Сделаем из язычка
Чашечку, подняв бока.
Эту чашку по бокам
К верхним мы прижмём зубам.
Вот теперь над чашкой можно
Дуть красиво, осторожно.
Чтобы ветерок бежал,
Чтобы Ш, как шёлк, шуршал!
Ш-ш-ш… Шипенье, шум, шептанье,
Шорох, шелест, шин шуршанье…
Упражнения для губ.
«Улыбка»
Улыбнуться так. Чтобы были видны верхние и нижние зубы, и удерживать это положение 5-7 секунд.
Вот понравится лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну, и перестану
И нисколько не устану.
«Трубочка»
Вытянуть губы трубочкой и длительно произносить звук У без участия голоса.
Подражаю я слону.
Губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Упражнения для языка.
«Накажем непослушный язычок»
Положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлёпывая его губами, произносить пя-пя-пя … О становиться и удерживать широкий язык в спокойном положении.
«Лопаточка»
Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.
Язык лопаткой положи
И под счёт его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!
«Чашечка»
Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув к верху боковые края.
Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка.
«Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху – вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть её вниз рукой).
«Лошадка»
Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна(можно придерживать её рукой)!
Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас ждала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.
«Грибок»
Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.
Я стою на ножке тонкой.
Я стою на ножке гладкой.
Под коричневою шляпой
С бархатной подкладкой.
«Гармошка»
Рот приоткрыть. Язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке!
На гармошке я играю,
Рот пошире открываю,
К нёбу язычком прижму,
Ниже челюсть отведу.
III.Упражнения для выработки воздушной струи.
«Бабочка»
К палочке привязаны разноцветные бабочки из бумаги. Взрослый держит палочку так, чтобы бабочки были на уровне лица ребёнка. Взрослый предлагает малышу подуть на бабочку, определенного цвета, чтобы она полетела.
Бабочка – коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки –
На берёзовой ветке!
«Волшебная дудочка» (дуем в деревянную дудочку).
«Смотри как у нас здорово, получается» - воскликнула Шуша. Мишутка засмеялся, а потом спросил: «А что ты ещё умеешь Шуша?» «Я умею петь слоги. Давай споём вместе» «Давай, ты начинай, а я буду повторять за тобой» - сказал медвежонок.
(логопед предлагает ребёнку тоже присоединиться к Шуше и Мишутке проговорить слоги)
IV.Слоговые ряды:
А) проговаривание слогов прямых и обратных.
Ша –ша –ша Аш – аш –аш
Шо – шо – шо Ош – ош – ош
Шу – шу – шу Уш – уш – уш
Ши – ши – ши Иш – иш – иш
Ша – ша – шо Аш –ош – аш
Ши – шу –шу Уш –аш – уш
Шо –ши – шо Ош – иш –ош
Шу – ша – ша Аш – иш – иш
Б) с изменением ритмического рисунка (прямо и обратно)
Ша-ша – ша-ша-ша
Шо-шо – шо-шо-шо
Шу-шу – шу-шу-шу
Ши-ши – ши-ши-ши
В) с изменением ударения
Ша-ша- ша Шо-шо- шо
Ша- ша -ша Шо- шо -шо
Ша -ша-ша Шо -шо-шо
Шу -шу-шу Ши -ши-ши
Шу- шу -шу Ши- ши -ши
Шу-шу- шу Ши-ши- ши
«Мишутка ты очень хорошо поёшь, а теперь повторяй за мной слова» - предложила Шуша.
V.Проговаривание слов со звуком Ш в начале слова (изображения картинок на ПК).
Шапка, шахта, шайба, шампунь, шакал, шалун, шахматы, шары, шарф.
«Как я устал!» сказал Мишутка, и упал на ворох сухих листьев. «Мишутка вставай, сейчас мы с тобой сделаем зарядку, и твою усталость как рукой снимет» воскликнула змейка Шуша и стала поднимать медвежонка.
Игра «Запомни и повтори»
Уши-мыши-лапша-каша
Шуба-шило-афиша-шипы
Игра «Рифмы»
«Мишутка послушай и повтори начало предложения, а в конце дополни его»
Ши-ши-ши – вот играют …..(малыши)
Уш-уш-уш – я приму горячий …..(душ)
Аш-аш-аш – это синий …..(карандаш)
Шок-шок-шок – разбудил нас…..(петушок)
Игра «Назови ласково»
Лошадь –
Корова –
Кошка –
Петух –
Игра «Новые слова» Замени в словах первый звук на звук Ш.
Пар –
Тапка –
Губы –
Топот –
Мыло –
Споры –
VI.Физкультминутка.
Шуршат на дереве листы
Шуршат на дереве листы, (Руки - верх, потянулись)
Шуршат осенние кусты, (Руки опустили, присели)
Шуршит камыш, (Встали, наклоны туловища влево - вправо)
И дождь шуршит (шаги на месте)
А ты садись и не шурши, (Сели на места)
И всё красиво говори.
«Шуша, я никогда так не веселился! Давай ещё поиграем» - попросил медвежонок. « С радостью! Мишутка я буду произносить слова, а ты их должен запомнить и повторить несколько раз меняя порядок слов»
VII. Автоматизация звука [Ш] в предложениях.
Игра «Составь предложение по картинкам»
Картинки: Паша – шорты, лошадка, машинка.
Предложения:
Паша надевает шорты.
Паша играет с машинкой.
Паша катается на лошадке.
Игра «Исправь предложение» (картинка на ПК) Инструкция: дедушка АУ перепутал слова в предложениях, чтобы никто не догадался, что он хотел сказать. Послушай предложения. Найди и исправь ошибки.
Письмо пишет дедушку.
Наша мышка поймала кошку.
Катушка ниток купила бабушку.
Камешек нашёл Пашу.
На шубу вешают вешалку.
Камыши сидят в лягушке.
Ландыши нашли Наташу.
В картошку положили мешок.
IX. Игра «Найди слово» Найди слова, в которых звук Ш находится в начале (в середине, в конце) Найди к каждому слову подходящую схему.
Карандаш, мешок, шапка.
«Шуша, ты знаешь столько интересных игр! С тобой очень интересно играть. Давай ещё поиграем!» - сказал Мишутка. «Мне тоже хочется ещё поиграть, но уже поздно, мне пора домой» - ответила Шуша. И, правда, за игрой медвежонок не заметил, как наступил вечер, и пора идти домой. Медвежонок расстроился. Он посмотрел на змейку, и не узнал её. Она стала такой красивой и совсем не страшной. «Давай я тебя провожу домой» - предложил Шуше Мишутка. Тихо напевая звук Ш, они пошли по дорожке.
X. Игра «Лабиринт» Проведи пальчиком по дорожке, произнося отчётливо звук Ш-ш-ш (Картинка на ПК)
Какой мы сегодня звук учились произносить?
Подготовила учитель - логопед Салтанова Людмила Генриевна
Государственное казенное учреждение Самарской области
"Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями"
Цели:
1. Автоматизация правильного произношения звука «Ш» в словах, фразах.
2. Развитие фонематического восприятия.
3. Развитие фонематического анализа и синтеза.
4. Активизация и обогащение номинативного словаря по теме «Мебель».
5. Развитие навыка словообазования имен существительных при помощи уменьщительно-ласкательных суффиксов.
6. Практическое употребление существительных в форме родительного падежа.
7. Практическое употребление существительных в форме единственного множественного числа.
8. Развитие пространственной ориентировки на плоскости.
9. Развитие связной речи.
Коррекционная цель:
развитие зрительного восприятия, мышления, внимания, памяти.
Оборудование: пособие «Друзья Шиполины»,пособие «Кто больше?»; пособие «Играем со звуком «Ш»; пособие «Что забыл нарисовать художник?"; фланелеграф по теме «Мебель»; панно «Комната»; пособие «Четвёртый лишний»; пособие «Вышли мыши…».
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед: Это Шиполина. Шиполина рада, что ты научилась правильно произносить звук Ш, и хочет с тобой поиграть.
Шиполина хочет познакомить тебя со своими друзьями, которые тоже умеют шипеть. Давай пошипим вместе: Ш-Ш-Ш…
Вводная часть.
Уточнение артикуляции звука «Ш»:
- Когда мы произносим звук «Ш», кончик языка широкий и упирается в верхние зубы.
- Губы округлены и выдвинуты вперед.
- Зубы сближены, верхние и нижние обнажены.
- Воздушная струя теплая, идет по средней линии языка, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
- Звук «Ш» согласный, глухой, твёрдый. Звук «Ш» живет в букве «Ш».
Логопед: Помоги детям запустить воздушный шар: ш-ш-ш.
Проводи пальчиком по дорожке, по которой ползет змейка: ш-ш-ш.
Покажи как шипит гусь: ш-ш-ш..
Основная часть
1. Игра «В магазине!»
Логопед: Шиполина любит ходить по магазинам. Догадайся, какие предметы она купила подбери рифму!
Шок-шок-шок - мешок
Ишка-ишка - мишка и т.д
2. Игра «Подбери признак»
Образец: Швейная…(машинка), шаловливый….(малыш)…
3. Игра «Кто больше?
Логопед: Шиполина нарисовала картинки. На картинках предметы у нее получились одинакового размера, а на самом деле это не так. Расскажи ей, какой предмет на самом деле больше, а какой меньше.
4. Игра «Подбери действие»
Логопед: Послушай слова и подбери к ним подходящие картинки.
Образец: Уж (Что делает?) шипит.
5. Игра «Четвёртый лишний»
Логопед: Шиполина нарисовала для тебя картинки. Назови их, какая картинка лишняя, объясни почему! Ковш, чашка, хлопушка, нож.
Пособие «Четвертый лишний».
Физминутка.
Вышли мыши как-то раз, (шагают)
Посмотреть, который час. (ладонь ко лбу, поворачиваются в сторону)
Раз, два, три, четыре (хлопают)
Мыши дернули за гири. (движение руками сверху вниз)
Вдруг раздался страшный звон. (закрывают руками уши)
Убежали мышки вон. (бегут)
Основная часть
6. Игра «Доскажи словечко!»
Логопед: Шиполина приглашает тебя к ней в дом.
Какие предметы мы увидим у нее в квартире? (Шкаф, стул, тумбочка, вешалка, табурет и т.д.)
Как их можно назвать одним словом? (МЕБЕЛЬ)
Шиполина предлагает тебе немного посочинять стихи. Я начну стихотворение, а ты закончишь: доскажешь последнее слово!
Пушистый Васька плут и хулиган -
Стащил сосиску, лег на мой …(диван)
Смотреть картинки в книжке интересно,
Присев на мягкое со спинкой ….(кресло)
Если ты устал играть,
То ложишься на …(кровать)
Вася прыгал и скакал
И, конечно же, устал.
Что бы Вася отдохнул
Ему присесть надо на…(стул)
Я на стол чуть-чуть похожа,
Есть на кухне, и в прихожей,
В спальне я бываю редко,
А зовусь я …..(табуретка)
7. Игра «Один-много»
Логопед: Я назову один предмет мебели, а ты - много.
Я скажу «шкаф», а ты - «шкафы» и т.д.
8. Игра «Назови маленький предмет!»
Логопед: я буду называть большой предмет, а ты - маленький. Например, шкаф - шкафчик. И т.д.
9. Игра «Чего не хватает?»
Логопед: Шиполина попросила нарисовать художника картинки. Только художник все время забывал что-нибудь нарисовать. Помоги художнику, скажи, чего нет на каждой картинке.
Ребенку нужно отвечать на вопрос «чего нет?», образовывая родительный падеж от нужных слов.
10. Игра «Убираемся в комнате!»
(фланелеграф, панно «Комната»)
Логопед: Поможем Шипелочке навести порядок в комнате! Расставим все предметы по местам! Посуду поставим в буфет. Книги - на полку. и т.д.
Итог
Логопед: Вот и закончились наши игры с Шиполиной. С каким звуком мы играли? Какие игры тебе больше всего понравились?
Ещё по данной теме:
Левченко Дмитрий Александрович
Учебное заведение:
ГБПОУ РО "ЗернПК"
Краткое описание работы:
Дата публикации:
2018-01-22
Индивидуальное логопедическое занятие на тему: “Автоматизация звука [Ш]”
Левченко Дмитрий Александрович
ГБПОУ РО "ЗернПК"
Индивидуальное логопедическое занятие разрабатывалось с помощью методиста Сахно Марины Васильевны
Просмотреть свитедельство о публикации
Индивидуальное логопедическое занятие на тему: “Автоматизация звука [Ш]”
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и приемы |
I .Организационный этап | Здравствуй! Меня зовут Дмитрий Александрович. Я рад приветствовать тебя на нашем занятии. А на какое занятие ты пришел сегодня? Как ты думаешь, чему мы будем учиться на индивидуальном занятии? Какие органы артикуляции нам помогают правильно и красиво говорить? | Приветствует учителя. Настраивается на занятие, отвечают на вопросы, заданные учителем. | Формирование готовности восприятия учебного материала |
II. Подготовительный этап
1) Мимические упражнения 2) Упражнения для дыхания 3) Упражнения для развития силы голоса 4) Упражнения для развития мелкой моторики 5) Артикуляционная гимнастика | Сегодня к нам в гости пришел пушистый зверёк, а какой нужно отгадать загадку: Бурый он и косолапый,
– Верно, это медведь, ребята а хотите ли вы узнать его имя? Но чтобы узнать имя медведя нам нужно выполнить упражнения которые он принёс нам. – И первое задание которое принёс нам медведь, это упражнения для лица. Молодец, какое упражнение мы сейчас выполняли? – А теперь медведь просит выполнить нас упражнения для дыхания. Медвеженок просит нас остудить чай. – Хорошо, какое упражнение мы выполняли? – Медведь принес нам задание на развитие силы голоса. – Медведь принес нам упражнение для мелкой моторики. – Молодец, какое упражнение мы выполняли? – А следующее упражнение которое принёс Медведь артикуляционную гимнастику. 1.«Улыбка-трубочка.» 2. «Чистим верхние зубки» 3. «Лошадка» 4. «Грибочек» 5. «Вкусное варенье» 6. «Чашечка» Молодец, какое упражнение мы выполняли сейчас? | Медведь Слушает речь учителя, приветствует гостя и настраивается на продуктивное занятие. Берут в руки наглядный материал и изображают эмоции. – Мы выполняли мимическое упражнение. Выполняли упражнение на дыхание. Берут наглядный материал и выполняют указания учителя. Выполняли упражнение для мелкой моторики. Берут зеркала, выполняют упражнения с указанием учителя | Выстраивание вокруг учебного материала игрового сюжета Метод стимулирования занимательным содержанием Практический метод Формирование понимания личностной значимости занятия Упражнения Объяснение Использование игр и игровых форм организации учебной деятельности -упражнения –объяснение. Упражнения Объяснение Практический метод. |
III. Основная часть 1.Сообщение темы. 2.Работа с профилем 3.Развитие фонематического слуха. 4.Чтение слогов. 5.Работа с картинками 6. Звукобуквенный анализ слова 7.Соглосование числительных и существительного 8.Составление словосочетаний 9.Составление предложений. | Какие вы молодцы вы выполнили его упражнения и теперь он разрешает мне сказать его имя. Нашего медведя зовут Миша. – Давайте вместе проговорим МИ-ША. Молодцы, а теперь послушайте, какой звук я выделяю голосом? Миш а – Кто догадался какой звук у нас на занятии будет дежурным – Сейчас мы возьмём зеркала и произнесём звук [ш]. – Как располагаются губы, зубы и язык? А какой звук [Ш], дайте характеристику? Каким сигналом обозначен? Молодцы ребята. Какому звуку давали характеристику? А сейчас поиграем в игру «поймай звук». (ш ,п,жз,к,ш ,с ,р,ш ) Будем учиться выделять звук [ш] в слогах. (ш у,за, ш о, на, ш а) А теперь выделим звук [ш] в словах. (шуба , дом, яблоко, шар , жаба, конь, шина ). Среди чего мы выделяли звук? А теперь прочтем обратный слог. На доске расположены картинки: Шоколад, вишня, груша, каша, шишки. Назовите, что изображено на картинках? Какая картинка лишняя? Почему? Давайте распределим слова по месту нахождения звука [ш], в начале, в середине и в конце слова. Сейчас я предлагаю сделать звуковой анализ слова «Шишки». Ребята, что изображено на слайде? А теперь образуйте согласование числительного с существительным. (Пример: Одна шишка) Чему учились выполняя задание?
– Будем учиться составлять словосочетания по нашим картинкам -Шоколад какой? -Вишня какая? -Груша какая? -Каша какая? Чему учились, выполняя задание? Будем учиться составлять предложения с этими словосочетаниями. Шоколад Вишня Груша Каша Чему учились выполняя это задание? | Произносят хором отгадку «Шар» Первый звук в отгадке [ш] Дежурным звуком на занятии будет звук [ш]. Звук [ш] . Произносят звук [ш] . Зубы не сомкнуты, губы немного растянуты, кончик языка упирается в верхнее неба. Согласный, шипящий, твердый, глухой. Синим без звоночка. – Звуку [ш]. Дети поднимают карточку со звуком [ш] , когда его слышат. Дети поднимают карточку со звуком [ш], когда его слышат в слогах и в словах. – Мы выделяли звук [ш] среди слогов, слов и звуков. Читают слоги. Рассматривают картинки. Шоколад, вишня, груша, каша, шишка, лаваш. Лишняя картинка шишка. – Потому что, на картинках изображена еда, а шишки мы не едим. В начале слова: шоколад. В середине слова: вишня, груша. В конце слова: лаваш. [к]-согл, тверд, глух.[а]-гласн, ударн. [ш]-согл, тверд, глух.[а]-гласн, безуд. – На слайде изображена шапка. Две шишки. Три шишки. Четыре шишки. Пять шишек. – Мы учились согласовывать числительное с существительным.
Составляют словосочетания. -Горький,черный шоколад. -Красная, маленькая вишня. -Желтая, большая груша. -Манная, горячая каша. – мы учились составлять словосочетания. Маша купила горький шоколад. На дереве висит красная вишня. Витя съел большую грушу. В магазин привезли кашу. Мы учились составлять предложения. | Художественное слово. Вопросы, демонстрация, образец. Словесная инструкция. Практический. Демонстрация. Использование наглядных пособий. Практический. Метод контроля. Метод контроля. Разъяснение. Демонстрация. Практический. Упражнение подражательно-исполнительского характера. Практический метод. |
IV. Рефлексия | Ты молодец. Мне было очень приятно с тобой работать. Ты был внимательным, активным, сосредоточенным и очень старательным. С кем ты познакомился? Чему было посвящено наше занятие? Какие органы артикуляции помогают нам правильно и красиво говорить? Наше занятие было полезным? Прикрепи фигурку звука [ш] на подходящее место в «Замке» | Слушает учителя, отвечает на вопросы. Оценивает свою деятельность на занятии. | Поощрение Формирование понимания личностной значимости учения – педагогическое оценивание. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Класс: 2 «Б»
Тип занятия: индивидуальное логопедическое занятия
Тема занятия: автоматизация звука [ш].
Цель: автоматизировать звук [ш] в связной речи.
Задачи:
Оснащение занятия:
Материалы для учащихся: индивидуальный материал для упражнений: мимические упражнения, упражнения для дыхания, упражнения для развития силы голоса, упражнения для развития мелкой моторики.
Материалы для учителя: технологическая карта, презентация, раздаточный материал для учеников.
Самоанализ коррекционно- логопедического занятия в логопедической группе
2 «Б» класса
Данное занятие посвящено постановке звука [ш]. Структура занятия отвечает развивающим задачам обучения, воспитания и коррекции. Оно органично связано с предыдущими занятиями и опирается на них, является подготовительным к следующей теме.
Разрабатывая технологическую карту, были учтены речевые заключения детей, особенности психического развития детей младшего школьного возраста, индивидуальные возможности ребенка.
Цель: автоматизировать звук [ш]в словосочетаниях и предложениях.
Задачи:
1.Автоматизация звука [ш] связной речи.
2.Развитие силы голоса, дыхания, мелкой моторики;
3.Развитие фонематического слуха;
4.Активизация в речи слов со звуком [ш] в связной речи.
5.Воспитывать у ребенка желание правильно и красиво говорить.
При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход) и специальных положений, разработанных в логопедии (принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития).
В основу обучения было положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. Процессу овладения детьми фонетической системы языка придавался осознанный характер. Осознанный контроль за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах занятия сочетался с развитием фонематического восприятия.
На занятии обучение носило проблемно-игровой характер. Во время путешествия по волшебному городу дети выполняли различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.
В ходе занятия использовал наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности.
Все этап занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия. Смена видов деятельности позволила предотвратить утомляемость и пресыщемость каким-то одним видом деятельности. Дети динамично переключались со словесных игр на игры с предметами.
Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия, дидактический раздаточный материал. Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия. На всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность детей. В ходе занятия следила за внятностью, выразительностью речи детей, осуществляла дифференцированный подход в обучении. Максимально учитывал интересы и способности детей, варьировал задания и их дозировку.
Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоциональное реагировали на приёмы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.
Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечивали мотивацию деятельности организации детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены, и цель достигнут
, . . Елена Устинова
Конспект занятия по автоматизации звука «Ш»
Тема «Автоматизация звука «Ш»
Цель : 1. Уточнить артикуляцию и изолированное произношение
звука «Ш» ;
3. Закрепить произношение звука «Ш» в слогах, в словах,
в предложении, в стихотворениях.
4. Упражнять в определении звука в словах .
5. Уточнить словарь по теме «Одежда» .
Оснащение : 1. Картинка с изображением девочки.
2. Картинки с изображением одежды.
Ход занятия:
1. Артикуляционные упражнения :
«Лягушка-хоботок» : на счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и «Хоботок» .
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я как лягушка.
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня.
«Чашечка» : улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти.
Язык широкий положи,
а края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка.
«Маляр» : улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Красить комнаты пора,
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем. и др.
Дыхательное упражнение "Ветер". Губы вытянуть вперед, поизвести длинный, плавный выдох. Повторить 3 раза.
3. Закрепить изолированное произношение звука «Ш»
Логопед напоминает ребенку о положении губ и языка при произношении звука «Ш» .
Игра «Звук – ты мой друг »
Логопед : - я произнесу строчку, ты только звук .
Вышли гуси на луга – Ш
Зашипели свысока – Ш
За гусями повторяй – Ш
И смотри-ка не зевай – Ш.
Логопед : - как шипят гуси?
Ребенок : - ш-ш-ш-ш
Произнеси звук сначала тихо , затем громко.
3. Закрепить звук в слогах .
Игра "Слоговые цепочки":
Произнеси на выдохе слоги : Ша – шо – шу – ши – ше (2 раза) . Затем повторить слоговую цепочку, поменяв порядок слогов.
4. Закрепить произнесение звука в словах :
Перед ребенком лежат картинки с изображением предметов одежды.
Логопед : - Назови картинки одним словом.
Ребенок : - Одежда.
Логопед : - Найди одежду со звуком "Ш".
Показать картинку с изображением девочки.
Логопед : - Назови девочку. В ее имени должен быть звук "Ш" .
Ребенок : - Маша, Даша, Наташа, Луша, Ксюша.
Логопед : - Составь предложения по образцу : У Маши (Даши) шапка и т. д.
Игра «Доскажи словечко»
Я рубашку сшила мишке
Я сошью ему …штанишки
Не влезает в книжку
Косолапый …мишка.
Говорит мартышка мишке :
Я в гостях была у …мышки.
Я давно заметил крошки
Да боюсь сердитой …кошки.
5. Определить позицию звука в слове .
Игра "Где живет звук ?"
Логопед : - Где живет звук «Ш» в слове «шапка» , «шарф» , «рубашка» , «шуба» ? и т. д.
6. Закрепить звук «Ш» в стихах.
Логопед : - Вот у Маши сколько одежды. Вспомни стихотворения о рубашке, шубе.
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки,
Надо к ним карман пришить
И конфетку положить.
Теплую шубку
Наденем на Мишутку.
В шубке наш малышка,
Как медвежонок мишка!
7. Вывод : - С каким звуком мы работали ?
Чья это песенка?